Рукодельница 2023-2024

M yHr{I_U4rIAJIbHOE EIO&KE THOE y rIPEXAEHI4E..

oB AwAfloPJIoBcxtrIt
JIbHorOOEPA3
AonoJIHI4TE
AOM .m'TCKO|O TBOPTIECTBA

PeroueHAoBaHa
rreAarolllqecKplMcoBeToM
or 30.08.23 r. flpororol J\b

YTBEPXAAIO
O OploncKoro
PnfyxuHa A.B.

,,{upertop

AAT
flpuras

8.2023r. Ns43

AOTIOJIHI4TEJIbHAfl,OEIIIEOEPA3OBATEJIbH Afl

oE UIEPA3BrrBAroIuAfl'rrPOTPAMMA
XyAOIKECTBEHHOfrIIAIIPABJIEHHOCTI{
c
<
Bospacr yrratllvxcfli 7 -14 JIer
rporpaMMbl- 4 roAa
Cpor pe€IJII43alqlztr

Anrop cocraBureJlb:
f opnyuKplHa Elesa B aculreBHa
flelaror AorIoJIHureJIbHoroo6pasoBanufl'

n. Oploecxufr
2023 r.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.......................... 6
2.1 Учебный план ..................................................................................................... 6
2.2 Календарный учебный график......................................................................... 17
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................... 17
3.1 Условия реализации программы ..................................................................... 28
3.2 Формы контроля и аттестации ......................................................................... 28
3.3 Планируемые результаты ................................................................................ 29
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 33
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ............................................... 34
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 36
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 39
Приложение 1 ......................................................................................................... 39

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день.
Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему
искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид
декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и
возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы,
одежду и элементы её украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения
изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Сегодня не в каждой семье
есть возможность заниматься рукоделием по разным причинам, поэтому в
настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится
проблема воспитания девочек. Данная программа художественной
направленности поможет семье восполнить этот вакуум, так как содержание
программы дает определенный и достаточный уровень знаний, умений и
навыков, помогает занять досуг девочек увлекательным и полезным делом,
сделать рукоделие любимым хобби, развивает художественные способности,
творческий потенциал, формирует эстетические и нравственные качества
личности, помогает ребенку познать самого себя. Не исключено, что для когото первые самостоятельные занятия станут началом дороги в
профессиональную творческую деятельности.
Отличительные особенности программы является:
- содержание программы построено с учетом пожеланий детей и их
родителей (большое внимание уделяется вязанию небольших предметов
обихода, изготовлению игрушки, отводится определенное количество часов на
работу модными элементами, деталями, видами одежды);
- включение в содержание элементов национально-регионального
компонента;
- индивидуализация образования.
Новизна данной программы в том, что подбираются изделия для
учащихся с учетом их возрастных особенностей (т. е. изделия простые в
исполнении; вязаные игрушки, которыми можно еще, и поиграть), уделяется
больше внимания на их изготовление. В программу включено обучение
вышивке шерстяными нитками, лентами, канзаши, чтобы усилить
декоративность готовых изделий и придать изделиям лучший эстетичный вид,
для украшения интерьера включены работы с джутовым шпагатом и
фоамираном.
Цель программы является – приобщение учащихся к декоративноприкладному творчеству, формирование эстетического вкуса, развитие
творческих способностей путем обучения вязания крючком, и различными
техниками декоративно-прикладного творчества.
3

Задачи:
обучающие:
-обучить детей основным приёмам и правилам вязания крючком;
- обучить детей основным приёмам и правилам вышивки ленками или
шерстяными нитками;
-обучить детей основным приёмам и правилам при работе с лентами в технике
«Канзаши»
- обучить детей основным приёмам и правилам при работе с джутовым
шпагатом;
- обучить детей основным приёмам и правилам в технике ковровой вышивки;
- обучить детей основным приёмам и правилам работы с фоамираном
-сформировать умение и навыки, предъявляемые к грамотно, эстетично
выполненным изделиям;
развивающие:
-развить устойчивый интерес к занятиям декоративно-прикладным
творчеством;
-содействовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей,
любознательности, расширению кругозора учащихся;
-развивать эстетический вкус, культуру труда;
воспитательные:
-создать условия для удовлетворения потребностей детей в общении и
совместной социально-значимой деятельности;
-воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
-приобщать к здоровому образу жизни;
Характеристика программы
Направленность - художественная
Тип - общеразвивающий
Вид -модифицированная
Уровень освоения- разноуровневая
Объем и срок освоения 504 часа, 4 года
- 1 год обучения 72 часа;
- 2 год обучения 144часа;
- 3 год обучения 144 часа;
- 4 год обучения 144часа;
Режим занятий
1 год обучения: 2 часа в неделю- 1 занятия по 2 часа всего 72 часа в год
2 год обучения: 4 часа в неделю- 2 занятия по 2 часа всего 144 часа в год
3 год обучения: 4 часа в неделю- 2 занятия по 2 часа всего 144 часа в год
4год обучения: 4 часа в неделю- 2 занятия по 2 часа всего 144 часа в год
Для всех занятий устанавливается академический час продолжительностью 40
минут.
перерыв между занятиями 10 мин
Тип занятий – комбинированные (теория и практика, мастер-классы,
мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки.)
4

Форма обучения -очная
Адресат программы. Программа рассчитана на детей младшего и
среднего школьного возраста 7-14лет.
7-9 лет
Характерные черты этого возраста — подвижность, любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и
вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В
эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма дружелюбны,
легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают
приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этом
возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться
буквально во всем.
10-14 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые
определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те
или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и
правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они
способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную
работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее,
напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует
естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям
между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать
от старшего уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный,
искренний тон взаимоотношений.
Наполняемость группы. Учащиеся объединяются в группы по годам
обучения, возрасту и уровню начальной подготовки. Мода, красота, чувство
прекрасного, общение в группе, как нигде содействуют самореализации
ребенка, самоутверждению.
1 год обучения: 12 – 15 человек,
2 год обучения: 10 – 12 человек,
3 год обучения: 8 – 10 человек,
4 год обучения: 8 – 10 человек.
Уменьшение числа в группах 3 и 4 годах обучения объясняется
увеличением объема и сложности изучаемого материала.

5

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
1год обучения, 72 ч
Таблица 1
№
п/п
1.
1.1
1.2

2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1

4.
4.1

4.2

5.
5.1
5.2

Форма
контроля,
аттестации
Раздел 1 «Условные обозначения при вязании крючком.» 4 часа
Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата
Условные
1
1
2
наблюдение,
обозначения
при
анализ результата
вязании крючком.
Раздел 2 «Основные приемы вязания» 26 часов
Воздушные петли.
2
4
6
наблюдение,
анализ результата
Столбик без накида
2
8
10
наблюдение,
анализ результата
Столбик с накидом.
2
8
10
наблюдение,
анализ результата
Раздел 3 «Вышивка (шерстяными нитками, лентами).» 10 часов
Вышивка
2
8
10
наблюдение,
(шерстяными
анализ результата
нитками, лентами
Раздел 4 «Основы вязания геометрических фигур.» 20 часов
Круглое полотно.
2
8
10
наблюдение,
Правило
вязания
анализ результата
круга.
Квадратное полотно.
2
8
10
Правило
вязания
квадрата.
Раздел 5 «Вязание узоров по схемам.» 12 часов
Вязание узоров по
2
8
10
наблюдение,
схемам
анализ результата
Итоговая выставка.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата

Итого:

Количество часов
Теория
Практика Всего

17

55

6

72

Содержание учебного плана
Содержание программы
1 года обучения.
1. Раздел 1 «Условные обозначения при вязании крючком.» 4 часа
1.1 Введение в курс программы 1-ого года обучения.2ч
Теория. Сведения о различных видах декоративно - прикладного
искусства. История возникновения вязания. Знакомство информация по
организации работы кружка, рабочего места; санитарно-гигиенические
требования; инструктаж по технике безопасности.
1.2 Условные обозначения при вязании крючком.2ч
Теория. Виды петель. Графическое изображение петель и столбиков в
схемах. Правильное положение рук при работе.
Практика. Выполнение начальной петли, воздушной петли,
соединительного столбика, столбика без накида, столбики с 1,2 и 3 накидами.
2. Раздел 2 «Основные приемы вязания» 26 часов
2.1. Воздушные петли.6ч
Теория. Учимся наблюдать – соответствие крючка и толщины пряжи.
Вязание одной пряжи разными крючками, вязание разной пряжи одним
крючком.
Практика. Технология приемов выполнения воздушных петель и панно
из воздушных петель.
2.2. Столбик без накида.10ч
Теория. Условные обозначения столбиков. Запись схем.
Практика. Выполнение столбика без накида, петли подъема и
закрепление навыка вязания.
2.3 Столбик с накидом.10ч
Теория. Условные обозначения столбиков с накидом. Запись схем.
Практика. Выполнение столбика с 1,2 и 3 накидом, петли подъема и
закрепление навыка вязания.
3. Раздел 3 «Вышивка (шерстяными нитками, лентами).» 10 часов
3.1 Вышивка (шерстяными нитками, лентами). 14 часов
Теория. Беседа о вышивке. Техника безопасности при работе с
иглами, ножницами. Просмотр журналов, образцов. Создание эскиза, выбор
цветовой палитры.
Практика. Выполнение простых швов: прямой стежок, стебелек, швы
«вприкреп» «узелки», рококо. Цветочная композиция. Декоративное
оформление сувениров. Нанесение узора на ткань. Вышивка шерстяными
нитками или лентами.
4. Раздел 4 «Основы вязания геометрических фигур.» 20часа
4.1 Круглое полотно. Правило вязания круга.10ч
7

Теория. Правило вязания круга. Начало вязания круга. Вязание по
спирали. Петли для подъема и окончание ряда. Прибавление столбиков в круге
и овале.
Практика. Вязания круга.
4.2 Квадратное полотно. Правило вязания квадрата.10ч
Теория. Начало вязания квадрата. Правило вязания квадрата. Петли для
подъема и окончание ряда. Принцип вязания квадратов и линии прибавок
столбиков.
Практика. Вязание квадрата.
5. Раздел 5 «Вязание узоров по схемам.» 12 часов
5.1 Вязание узоров по схемам.10ч
Теория. Выбор схемы. Подбор ниток. Способы соединения и подъемов
рядов.
Практика. Вязание полотна в соответствии выбранной схемы.
5.2 Итоговая выставка.2ч
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов,
награждение.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.

8

2.2 Учебный план
2 год обучения, 144ч
Таблица 2
№
п/п

Форма
контроля,
аттестации
1. Раздел 1 «Условные обозначения при вязании крючком.» 12 часа
1.1 Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата
1.2 Приемы
2
8
10
наблюдение,
прибавления и
анализ результата
убавления петель.
2. Раздел 2 «Украшение дома.» 54 часов
2.1 Украшение
4
14
18
наблюдение,
интерьера дома.
анализ результата
2.2 Забавные мелочи.
4
14
18
наблюдение,
анализ результата
2.3 Полезные мелочи.
4
14
18
наблюдение,
анализ результата
3. Раздел 3 «Канзаши.» 18 часа
3.1 Канзаши
4
14
18
наблюдение,
анализ результата
4. Раздел 4 «Модные штучки.» 36 часов
4.1 Шарфы или шали.
4
14
18
наблюдение,
анализ результата
4.2 Вязаные сумки или
4
14
18
наблюдение,
рюкзаки.
анализ результата
5. Раздел 5 «Вязание игрушек амигуруми и аминеко.» 12 часа
5.1 Вязание
игрушек
4
8
12
наблюдение,
амигуруми
и
анализ результата
аминеко.
6. Раздел 6 «Ковровая вышивка.» 12 часа
6.1 Ковровая Вышивка
2
8
10
наблюдение,
анализ результата
6.2 Итоговая выставка.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата
Итого:

Количество часов
Теория
Практика Всего

34

110

9

144

Содержание программы
2 года обучения.
1. Раздел 1 «Условные обозначения при вязании крючком.» 12 ч
1.1 Введение в курс программы 2-ого года обучения.2ч
Теория Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. История развития художественного вязания.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами,
швейными иглами, электрическим утюгом.
1.2 Приемы прибавления и убавления петель в объемных изделиях.10ч
Теория. Способы прибавления и убавления петель вязаного полотна.
Способы соединения деталей.
Практика. Отработка ранее приобретённых знаний и умений.
2. Раздел 2 «Украшение дома.» 54 ч
2.1. Украшение интерьера дома.18ч
Теория. Подбор крючков и ниток для вязания (корзинки, подушки).
Плотные и ажурные. Различные формы: круглая, овальная, квадратная,
прямоугольная. Анализ моделей. Понятия «раппорт», «петли симметрии».
Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным
сиропом.
Практика. Расчет количества петель, кратного раппорту. Вязание
выбранного изделия и оформление готового изделия.
2.2. Забавные мелочи.18ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор схемы (закладки в книгу,
карандашницы, брелки). Подбор крючка и ниток.
Практика. Расчет петель. Вязание выбранного образца. Сборка и
оформление изделий.
2.3 Вязание полезных мелочей.18ч
Теория. Просмотр журналов, образцов. Выбор схемы (футляра для очков,
чехла для телефона, косметичка). Последовательность выполнения изделия.
Способы соединения деталей.
Практика. Подбор крючка и ниток. Способы прибавления и убавления
вязаного полотна. Вязание отдельных деталей и их соединения
3. Раздел 3 «Канзаши.» 18 часа
3.1 Теория. Ознакомление с техникой канзаши. Просмотр журналов,
образцов. Выбор цветовой палитры.
Практика. Выполнение основных приемов техники канзаши.
4. Раздел 4 «Модные штучки.» 36ч
4.1 Шарфы или шали.18ч
10

Теория. Определение размера шарфика или шали. Выбор узора с учётом
имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт
петель. Орнамент в изделии.
Практика. Проработка узора из столбиков с накидом. Расчет петель для
определения размера изделия. Вывязывание шарфика или шали и оформление
кисточками
4.2 Вязаные сумки и рюкзаки.18ч
Теория. Особенности вязания сумок и рюкзаков с донышком в форме
прямоугольника, овала, круга.
Практика. Вязание сумки или рюкзака, расчет петель. Вывязывание
сумки или рюкзака. Выполнение застежки.
5. Раздел 5 «Вязание игрушек амигуруми и аминеко.» 12 ч
5.1 Вязание игрушек амигуруми и аминеко.12ч
Теория. Просмотр журналов, образцов, тематических папок.
Последовательность выполнения изделия. Способы соединения деталей.
Практика. Подбор крючка и ниток. Способы убавления вязаного
полотна. Вязание отдельных деталей и их соединения.
6. Раздел 6 «Ковровая вышивка.» 12 ч
6.1 Техника ковровой вышивки.10ч
Теория. Материалы, используемые для работы ковровой вышивкой.
Способы заправки пряжи в иглу. Нитки и инструменты. Правила вышивания.
Цветовая гамма.
Практика. Основные приемы ковровой вышивки. Технология
изготовления изделий в технике ковровая вышивка. Рисунок. Перевод рисунка
на ткань. Оформление изделия.
6.2 Итоговая выставка.2ч
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов,
награждение.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.

11

2.3 Учебный план
3 год обучения, 144ч
Таблица 3
№
п/п

1.1
1.2

2.1

3.1

4.1
4.2

5.1

6.1

7.1
7.2
7.3

Форма
контроля,
аттестации
1. Раздел 1 «Вязаные игрушки животных.» 18 часов
Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата
Вязаные игрушки
2
14
16
наблюдение,
животных.
анализ результата
2. Раздел 2 «Украшение дома.» 16 часа
Салфетки ажурные и
2
14
16
наблюдение,
плотные.
анализ результата
3. Раздел 3 «Техника ковровой вышивки.» 14 часа
Техника ковровой
2
12
14
наблюдение,
вышивки
анализ результата
4. Раздел 4 «Оденем игрушки.» 32 часов
Вязание одежды на
2
14
16
наблюдение,
кукол
анализ результата
Вязание одежды на
2
14
16
наблюдение,
вязанную игрушку
анализ результата
5. Раздел 5 «Вязанные игрушки.» 16 часа
Вязание
игрушек
2
14
16
наблюдение,
амигуруми
и
анализ результата
аминеко.
6. Раздел 6 «Канзаши.» 14 часов
Канзаши.
2
12
14
наблюдение,
анализ результата
7. Раздел 7 «Работа с джутовым шпагатом.» 34 часа
Обереги из джутового
2
14
16
наблюдение,
шпагата.
анализ результата
Сувениры из
2
14
16
наблюдение,
джутового шпагата
анализ результата
Итоговая выставка.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата

Итого:

Количество часов
Теория
Практика Всего

20

124

12

144

Содержание программы
3 года обучения.
1. Раздел 1 «Вязаные игрушки животных.» 18 часа
1.1 Введение в курс программы 3-ого года обучения.2ч
Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными
крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
1.2 Вязаные игрушки животных.16ч
Теория. Способы убавления вязаного полотна. Способы соединения
деталей.
Практика. Отработка ранее приобретённых знаний и умений. Вязание
объёмных игрушек. Сборка изделия оформление.
2. Раздел 2 «Украшение дома.» 16 часа
2.1. Салфетки ажурные и плотные. 16 ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор модели. Подбор пряжи.
Практика. Расчёт петель начального ряда. Вязание узора согласно
выбранной схемы. ВТО изделия.
3. Раздел 3 «Техника ковровой вышивки.» 14 часа
3.1 Техника ковровой вышивки.14ч
Теория. Материалы, используемые для работы ковровой вышивкой.
Способы заправки пряжи в иглу. Нитки и инструменты. Правила вышивания.
Цветовая гамма.
Практика. Основные приемы ковровой вышивки. Технология
изготовления изделий в технике ковровая вышивка. Рисунок. Перевод рисунка
на ткань. Оформление изделия.
4. Раздел 4 «Оденем игрушки.» 32 часов
4.1 Вязание одежды для кукол.16ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для вязания. Снятие
необходимых мерок. Выбор узора. Способы расширения вязаного полотна.
Практика. Расчёт петель начального ряда с учетом рапорта узора. Вязание
выбранного изделия. В.Т.О
4.2 Вязание одежды на вязаную игрушку.16ч
Теория. Закрепление ранее приобретенных навыков по вязанию одежды
для кукол.
Практика. Расчёт петель начального ряда с учетом рапорта узора.
Вязание выбранного изделия. В.Т.О
.
5. Раздел 5 «Вязанные игрушки.» 16 часа
5.1 Вязание игрушек амигуруми и аминеко.16ч
13

Теория. Способы убавления вязаного полотна. Способы соединения
деталей.
Практика. Отработка ранее приобретённых знаний и умений. Вязание
объёмных игрушек. Сборка изделия оформление.
6. Раздел 6 «Канзаши.» 14 часов
6.1 Канзаши.14ч
Теория. Закрепление ранее приобретенных навыков в техники канзаши.
Просмотр журналов, образцов. Создание эскиза, выбор цветовой палитры.
Практика. Выполнение цветов техники канзаши
7. Раздел 7 «Работа с джутовым шпагатом.» 34 часов
7.1 Обереги из джутового шпагата.16ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для работы.
Практика. Выполнение работы по изготовлению оберега.
7.2Сувениры из джутового шпагата.16ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для работы.
Практика. Выполнение работы по изготовлению сувенира.
7.3 Итоговая выставка.2ч
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение
награждение.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.

14

итогов,

2.4 Учебный план
4 год обучения, 144ч
Таблица 4
№
п/п

1.1
1.2
1.3

2.1

3.1

4.1
4.2
4.3

Форма
контроля,
аттестации
1. Раздел 1 «Разновидности вязания крючком.» 48 часов
Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ результата
Тамбурное вязание.
4
18
22
наблюдение,
анализ результата
Ажурное вязание.
4
20
24
наблюдение,
анализ результата
2. Раздел 2 «Джутовый шпагат в домашнем интерьере.» 24 часа
Джутовый шпагат в
4
20
24
наблюдение,
домашнем интерьере.
анализ результата
3. Раздел 3 «Животные, выполненные в технике канзаши.»24 часа
Животные,
4
20
24
наблюдение,
выполненные в
анализ результата
технике канзаши
4. Раздел 4 «Вязание одежды.» 48 часов
Вязание головных
4
18
22
наблюдение,
уборов
анализ результата
Вязание
плечевой
4
20
24
наблюдение,
одежды (болеро).
анализ результата
Итоговая выставка.
1
2
2
наблюдение,
анализ результата

Итого:

Количество часов
Теория
Практика Всего

26

118

15

144

Содержание программы
4 года обучения.
1. Раздел 1 «Разновидности вязания крючком.» 48 часов
1.1 Введение в курс программы 4-ого года обучения.2ч
Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными
крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
1.2 Тамбурное вязание.22ч
Теория. Закрепление ранее приобретенных навыков по вязанию
крючком. Способы убавления вязаного полотна. Способы соединения деталей.
Практика. Отработка ранее приобретённых знаний и умений. Вязание
объёмных игрушек. Сборка изделия оформление.
1.3 Ажурное вязание.24ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор модели. Подбор пряжи.
Практика. Расчёт петель начального ряда. Вязание узора согласно
выбранной схемы. ВТО изделия.
2. Раздел 2 «Джутовый шпагат в домашнем интерьере.» 24 часа
2.1. Джутовый шпагат в домашнем интерьере.24ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для работы.
Практика. Выполнение работы из джутового шпагата
3. Раздел 3 «Животные, выполненные в технике канзаши.»24 часа
3.1 Животные, выполненные в технике канзаши.24ч
Теория. Закрепление ранее приобретенных навыков в техники канзаши.
Просмотр журналов, образцов. Создание эскиза, выбор цветовой палитры.
Практика. Выполнение животных в техники канзаши.
4. Раздел 4 «Вязание одежды.» 48 часов
4.1 Вязание головных уборов.22ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для вязания. Снятие
необходимых мерок. Выбор узора. Способы расширения вязаного полотна.
Практика. Расчёт петель начального ряда с учетом рапорта узора.
Вязание головного убора. В.Т.О.
4.2 Вязание плечевой одежды на себя (болеро). 24ч
Теория. Просмотр журналов. Выбор изделия для вязания. Подбор пряжи.
Практика. Расчёт петель начального ряда с учетом рапорта узора.
Вязание выбранного изделия. В.Т.О.
4.3 Итоговая выставка.2ч
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов,
награждение.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.
16

2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Рукодельница»
Группа № 2 и № 3 (1 год обучения 72 ч.)
Таблица 1
№ Дата Тема занятия
п/п

1

2

Условные
обозначения
при вязании
крючком.
2
07.09 Вводное
занятие.
Знакомство с
программой.
Техника
безопасности на
занятиях
2
14.09 Условные
обозначения при
вязании
крючком.
Основные
приемы
вязания.

3

4

5

Кол- Время
Форма
во
проведени занятия
часов язанятия
4

Беседа и
ОСШ№3
Практическое
занятие

Опрос

13.3015.00

ДДТ
кабинет №5

10.2011.30

Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

13.3015.00

26

21.09 Косичка из
2
воздушных
петель.
Ассортимент
крючков и
нитей. Освоение
приемов
вязания.
Завязывание
начальной
петли.
28.09 Вязание цепочек 2
из воздушных
петель.

05.10 Заполнение
контура
цепочками.

10.2011.30

Место
Форма
проведения контроля

2

Воздушные петли.(6)
10.20Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
11.30
занятие
ДДТ
13.30кабинет №5
15.00

10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3017

Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

15.00

6

7

8

9

10

12.10 Выбор цветовой
гаммы. Вязание
столбиков без
накида по
образцу.
19.10 Вязание
столбиков без
накида по
образцу.

2

26.10 Вязание
столбиков без
накида по
образцу.

2

02.11 Вязание
столбиков без
накида по
образцу

2

2

Столбик без накида(10)
10.20Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
11.30
занятие
ДДТ
13.30кабинет №5
15.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00

09.11 Оформление
2
готового изделия

10.2011.30
13.3015.00

11

16.11 Выбор цветовой
гаммы. Вязание
игольницы по
образцу.

2

12

23.11 Вязание
игольницы по
образцу.

2

30.11 Вязание
игольницы по
образцу.

2

07.12 Вязание
игольницы по
образцу.

2

13

14

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Столбик с накидом.(10)
10.20Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
11.30
занятие
ДДТ
13.30кабинет №5
15.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3018

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

15.00
15

16

17

18

19

14.12 Оформление
готового
изделия.

21.12

28.12

11.01

18.01

Вышивка
(шерстяными
нитками,
лентами).
Немного
истории.
Просмотр
журналов.
Выполнение
простых швов
(вперед иголку,
стебелек).
Вышивка
шерстяными
нитками и
лентами.
Выполнение
швов
«вприкрёп»,
«узелки» рококо
Цветочная
композиция.
Просмотр
журналов.
Создание эскиза.
Вышивка
цветов.
Вышивка
листочков

2

10.2011.30
13.3015.00

10

2

10.2011.30
13.3015.00

2

10.2011.30
13.3015.00

2

10.2011.30
13.3015.00

2

10.2011.30
13.3015.00

20

25.01 Оформляем
цветочную
композицию в
рамку.

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

2

10.2011.30
13.3015.00

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Основы
20
вязания
геометрических
фигур
Круглое полотно. Правило вязания круга.(10)
19

21

22

23

24

25

26

27

28

29

01.02 Прибавление
2
столбиков.
Правила вязания
круга.

10.2011.30

08.02 Закрепление
навыка вязания
круглого
полотна.

2

10.2011.30

15.02 Закрепление
навыка вязания
круглого
полотна

2

13.3015.00

13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00

Беседа и
ОСШ№3
Наблюдение
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

10.20Беседа и
22.02 Подбор ниток.
2
ОСШ№3
Выбор схемы
Практическое
11.30
Вязание
занятие
ДДТ
13.30прихватки в
кабинет №5
15.00
форме круга.
10.20Беседа и
29.02 Окончательная
2
ОСШ№3
отделка.
Практическое
11.30
Влажнозанятие
ДДТ
13.30тепловая
кабинет №5
15.00
обработка
прихватки.
Квадратное полотно. Правило вязания квадрата.(10)
10.20Беседа и
07.03 Правило вязания 2
ОСШ№3
квадрата.
Практическое
11.30
Прибавление
занятие
ДДТ
13.30столбиков с
кабинет №5
15.00
накидами.
2
10.20Беседа и
14.03 Закрепление
ОСШ№3
навыка вязания
Практическое
11.30
квадратного
занятие
ДДТ
13.30полотна.
кабинет №5
15.00
21.03 Подбор ниток.
Выбор схемы
квадрата.
Вязание
квадрата
28.03 Вязание
квадрата

2

10.2011.30
13.3015.00

2

10.2011.30
13.3015.00

30

Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

04.04 Оформление
квадрата в

2

10.2011.30
20

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ

Наблюдение

изделие
Вязание узоров
по схемам
31

32

33

34

35

12
Вязание узоров по схемам(10)
2
10.20Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
11.30
занятие
ДДТ
13.30кабинет №5
15.00

11.04 Условные
обозначения.
Запись схем.
Понятие о
рапорте.
2
18.04 Просмотр
журналов.
Выбор ниток для
вязания
салфетки
25.04 Вязание узоров в 2
виде схем.
Вязание
салфеток по
схемам.
2
02.05 Вязание
салфетки по
выбранной
схеме
16.05 ВТО салфетки

2

10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00
10.2011.30
13.3015.00

36

кабинет №5

13.3015.00

23.05 Организация
выставки
лучших работ
учащихся

ИТОГО

2

Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5
Беседа и
Наблюдение
ОСШ№3
Практическое
занятие
ДДТ
кабинет №5

Итоговая выставка
10.20Организация
выставки
11.30
лучших
13.30работ уча15.00
щихся

72

21

ОСШ№3
ДДТ
кабинет №5

Наблюдение,
анализ
результата

Календарный учебный график
«Рукодельница»
Группа № 1 (4 год обучения 144 ч.)
Таблица 4
№ Дата Тема занятия
п/п

Кол- Время
Форма
во
проведени занятия
часов язанятия
Разновидности 48
вязания
крючком
Вводное занятие(2)
Вводное
2
13.45Беседа и
занятие.
15.25
Практическое
Знакомство с
занятие
программой.
Техника
безопасности
на занятиях
Тамбурное вязание(22)
Работа с
13.45Беседа и
2
журналами.
Практическое
15.25
Выбор схемы
занятие
для вязания.
Способы
13.45Беседа и
2
соединения
Практическое
15.25
рядов при
занятие
вязании по
кругу.
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы.
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие
Вязание
13.45Беседа и
2
выбранной
Практическое
15.25
схемы
занятие

Место
Форма
проведения контроля

1

01.09

ДДТ
кабинет №5

Опрос

2

04.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

3

08.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

4

11.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

5

15.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

6

18.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

7

22.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

8

25.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

9

29.09

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

10

02.10

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

22

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

06.10 Вязание
2
выбранной
схемы
09.10 Окончательная 2
отделка
изделия.

Беседа и
Практическое
занятие
13.45Беседа и
Практическое
15.25
занятие
Ажурное вязание(24)

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

13.10 Работа с
журналами.
Выбор схемы
для вязания.
16.10 Способы
соединения
рядов при
вязании по
кругу.
20.10 Вязание
выбранной
схемы.
23.10 Вязание
выбранной
схемы
27.10 Вязание
выбранной
схемы
30.10 Вязание
выбранной
схемы
03.11 Вязание
выбранной
схемы
10.11 Вязание
выбранной
схемы
13.11 Вязание
выбранной
схемы
17.11 Вязание
выбранной
схемы
20.11 Вязание
выбранной
схемы
24.11 Окончательная
отделка
изделия.
Джутовый
шпагат в
домашнем
интерьере

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

13.4515.25

24

23

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

27.11 Работа с
журналами.
Знакомство с
разнообразием
использования
шпагата.
Выбор
изделия.
01.12 Способы
обработки
шпагата.
Выполнение
выбранного
изделия.
04.12 Выполнение
выбранного
изделия.
08.12 Выполнение
выбранного
изделия.
11.12 Выполнение
выбранного
изделия.
15.12 Выполнение
выбранного
изделия.
18.12 Выполнение
выбранного
изделия.
22.12 Выполнение
выбранного
изделия.
25.12 Выполнение
выбранного
изделия.
29.12 Выполнение
выбранного
изделия.
12.01 Выполнение
выбранного
изделия.
15.01 Окончательная
отделка.

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

Животные
выполненные
в технике
канзаши
19.01 Работа с
журналами.
Знакомство с

24

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25
24

38

22.01

39

26.12

40

29.12

41

02.02

42

05.02

43

09.02

44

12.02

45

16.02

46

19.02

47

26.02

48

01.03

разнообразием
лент. Выбор
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Изготовление
выбранного
изделия.
Сборка и
отделка
готового
изделия.
Вязание
одежды

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

48
Вязание головных уборов(22)

49

50

51

04.03 Работа с
журналами.
Выбор схемы
для вязания.
11.03 Вязание
выбранного
изделия.
15.03 Вязание
выбранного
изделия.

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

2

13.4515.25

Беседа и
Практическое
занятие
Беседа и
Практическое
занятие

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

25

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

13.45Беседа и
18.03 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
Вязание
13.45Беседа и
22.03
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
25.03 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
27.03 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
Вязание
13.45Беседа и
29.03
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
01.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
05.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
Окончательная
13.45Беседа и
08.04
2
ДДТ
отделка
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
Вязание плечевой одежды (болеро) (24)
13.45Беседа и
12.04 Работа с
2
ДДТ
журналами.
Практическое кабинет №5
15.25
Выбор схемы
занятие
для вязания.
13.45Беседа и
15.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое
кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
19.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
22.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
26.04 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
03.05 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
13.45Беседа и
06.05 Вязание
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
Вязание
13.45Беседа и
13.05
2
ДДТ
выбранного
Практическое кабинет №5
15.25
изделия.
занятие
26

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

68

69

70

71

17.05 Вязание
выбранного
изделия.
20.05 Вязание
выбранного
изделия.
24.05 Вязание
выбранного
изделия.
27.05 Окончательная
отделка
изделия.

31.05 Подготовка и
организация
выставки
лучших работ
учащихся.
ИТОГО
72

2

2

2

2

2

Беседа и
Практическое
занятие
13.45Беседа и
Практическое
15.25
занятие
13.45Беседа и
Практическое
15.25
занятие
13.45Беседа и
Практическое
15.25
занятие
Итоговая выставка(2)
13.45Беседа и
15.25
Практическое
занятие
13.4515.25

144

27

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение

ДДТ
кабинет №5

Наблюдение,
анализ
результата

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Оборудование:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книги, журналы;
-крючки разных размеров
-пряжа разной толщины и фактуры;
-джутовый шпагат;
-атласные ленты разной ширины;
-пяльцы;
-вилка для вязания;
-иглы для ковровой вышивки;
-клей-пистолет;
-ножницы;
-иглы;
- фотоаппарат;
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию,
профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень
профессионального мастерства.
3.2Формы контроля и аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
При подведении итогов используются промежуточные, и итоговые реализации
образовательной программы используются следующие диагностические
методики:
- мониторинг результатов обучения ребенка по программе «Рукодельница»;
- методика для исследования удовлетворенности родителей организацией
образовательного процесса;
- оценкой достигнутого уровня также является участие воспитанника в
фестивалях, выставках-конкурсах различных рангов. Результаты участия,
обучающегося в выставках различных уровней.
Способы определения результативности:
- промежуточная аттестация;
- участие в конкурсах, выставках в течение учебного года;
- итоговая аттестация:
- творческая работа;
- выставки учащихся.
Формы подведения итогов.
Для подведения итогов используются промежуточные и итоговые
аттестации, которые проводятся в виде самостоятельных занятий по данной
28

теме и оцениваются по пятибалльной шкале.
Оценка "5" ставится в случае:
Отличное исполнение программного задания, полное соответствие
уровня исполнения требованиям учебной программы по изучаемой
дисциплине.
Уровень выполнения работы на высоком уровне. Работа выполнена
самостоятельно в полном объеме и в соответствии с требованиями программы.
Оценка "4"
Большинство программных требований учащимся выполнено, понимание
учащимся поставленных учебных и методических задач и путей их реализации.
Работа выполнена самостоятельно, но с некоторыми отступлениями от
программных требований.
Оценка "3"
Работа выполнена в соответствии с формальными требованиями,
предъявляемыми к учебным заданиям, но имеет большое количество
фактических ошибок и неточностей. Техника исполнения работы ниже
требований программы.
Оценка "2":
Программная работа не выполнена.
3.3Планируемые результаты
Первого года обучения
Предметные
Овладеют:
- правилами техники безопасности в процессе работы с ножницами, иголкой и
крючком;
-знаниями условных обозначений петель в схемах;
- основными приёмами выполнения вязания, вышивки лентами;
- название и назначение используемых материалов;
учащиеся должны уметь:
-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности, осуществлять контроль над ходом и результатами;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Личностные
Смогут:
-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками
-установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные
Смогут:
-определять цели и задачи деятельности
29

организовывать свою деятельность для достижения цели
-развить умение объяснять явления действительности
развить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со
сверстниками
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и
следовать им
Второго года обучения:
Предметные
Овладеют:
- способами вязания мелких деталей;
- разными способами вязания шарфов и шалей;
- разными способами вязания сумок и рюкзаков;
- технологию выполнения канзаши;
- технологию выполнения ковровой вышивки;
- порядок и расчет петель в вязании изделий.
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к
выполнению работ;
- вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
- создавать своими руками красивые и полезные вещи.
Личностные
Смогут:
-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками
-установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные
Смогут:
-определять цели и задачи деятельности
организовывать свою деятельность для достижения цели
-развить умение объяснять явления действительности
развить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со
сверстниками
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и
следовать им
Третьего года обучения:
Предметные
Овладеют:
-выбирать плечевые изделия для вязания игрушек
- рассчитывать изделие по образцу
30

- знаниями условных обозначений петель в схемах и описаниях;
- закрепят технологию выполнения канзаши;
- закрепят технологию выполнения ковровой вышивки;
- выполнять заключительные операции (ВТО, сборку, отделку)
-оценивать качество выполненного изделия, исправлять
Личностные
Смогут:
-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками
-установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные
Смогут:
-определять цели и задачи деятельности
организовывать свою деятельность для достижения цели
-развить умение объяснять явления действительности
развить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со
сверстниками
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и
следовать им
Четвертого года обучения:
Предметные
Овладеют:
-разновидностями вязания крючков;
- способами вязания мелких деталей;
- разные способы вязания салфеток
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к
выполнению работ;
- вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
- создавать своими руками красивые и полезные вещи.
- умения работать с джутовым шпагатом
- умения работать с фоамираном
- изготавливать изделия для украшения интерьера
- умения коллективно работать и создавать коллективные работы
Личностные
Смогут:
-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками
-установки на безопасный и здоровый образ жизни;
31

Метапредметные
Смогут:
-определять цели и задачи деятельности
организовывать свою деятельность для достижения цели
-развить умение объяснять явления действительности
развить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со
сверстниками
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и
следовать им

32

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях кружка используются в сочетании различные методы
обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся
рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это показ, демонстрация.
Практические – упражнения, выполнение различных работ.
Вводное занятие, каждая новая тема начинаются с рассказа, объяснения.
Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со
схемами узоров, рисунками на доске.
В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов
вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе.
В беседе у учащихся появляется возможность высказать свое мнение, а
учитель получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа
оживляет занятия, служит активизации мышления школьников.
Основное место на занятиях кружка отведено выполнению практических
работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются навыки
выполнения технических приемов вязания, правильной постановки рук.
В процессе проведения практических работ проводится инструктаж
учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный).
Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный
инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц или
иллюстраций. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе
выполнения работы показываются приемы работы отдельным группам
учащихся, а при необходимости индивидуальный инструктаж.
На занятиях кружка проводится воспитательная работа: у кружковцев
воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества,
ответственности.

33

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
В
результате
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Рукодельница» учащиеся приобретают:
Знания:
 правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
 историю ручного вязания;
 основ материаловедения: классификацию и свойства волокон;
 основные приемы набора петель и вязания крючком;
 основных приемов вязания крючком и техники выполнения деталей
разной формы;
 условные обозначения, понятие «раппорт»;
 чтение схем, особенности построения схем.
Умения:
 соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности
при работе с крючком, ножницами, иглами и т.д.;
 правильно читать условные обозначения;
 подбирать материалы для вязания;
 выполнять основные узоры, геометрические фигуры, различные игрушки
и сувениры;
 свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами,
составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту;
 свободно пользоваться схемами по вязанию;
Навыки:
 вязание крючком;
 составление простейших схем.
Формы подведения итогов реализации программы:
При подведении итогов используются промежуточные, и итоговые реализации
образовательной программы используются следующие диагностические
методики:
- мониторинг результатов обучения ребенка по программе «Рукодельница»;
- методика для исследования удовлетворенности родителей организацией
образовательного процесса;
- оценкой достигнутого уровня также является участие воспитанника в
фестивалях, выставках-конкурсах различных рангов. Результаты участия,
обучающегося в выставках различных уровней.
Способы определения результативности:
- промежуточная аттестация;
- участие в конкурсах, выставках в течение учебного года;
- итоговая аттестация:
- творческая работа;
- выставки учащихся.
Формы подведения итогов.
34

Для подведения итогов используются промежуточные и итоговые
аттестации, которые проводятся в виде самостоятельных занятий по данной
теме и оцениваются по пятибалльной шкале.
Оценка "5" ставится в случае:
Отличное исполнение программного задания, полное соответствие
уровня исполнения требованиям учебной программы по изучаемой
дисциплине.
Уровень выполнения работы на высоком уровне. Работа выполнена
самостоятельно в полном объеме и в соответствии с требованиями программы.
Оценка "4"
Большинство программных требований учащимся выполнено, понимание
учащимся поставленных учебных и методических задач и путей их реализации.
Работа выполнена самостоятельно, но с некоторыми отступлениями от
программных требований.
Оценка "3"
Работа выполнена в соответствии с формальными требованиями,
предъявляемыми к учебным заданиям, но имеет большое количество
фактических ошибок и неточностей. Техника исполнения работы ниже
требований программы.
Оценка "2":
Программная работа не выполнена.

35

VI.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно правовая база
1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее
– Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (далее – Приказ № 816).
10.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детей-инвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации».
12.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
13.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364836

20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
15.
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
16.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
2.Список литературы
1.100 узоров для вязания крючком (книга + 100 карточек + крючок). - М.:
Эксмо,
2011.
- 898 c.
2. Ажурные узоры для вязания крючком. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного
досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2011. 985 c.
3. Большая книга по вязанию. Крючок. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 288 c.
4. Большая книга. Вязание крючком. - М.: Арт-Родник, 2012. - 158 c.
5. Вероника, Хуг Варежки, перчатки, митенки. Вязание крючком / Хуг
Вероника.
М.:
Арт-Родник,
2012.
- 734 c.
6. Волшебный клубок. 700 новых узоров для вязания крючком. - М.: АСТ,
Астрель,
2010.
240
c.
7. Волшебный клубок. Лучшая коллекция узоров и схем для вязания! Крючок и
спицы.
- Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 240
c.
8. Волшебный клубок. Новые узоры для вязания крючком. - М.: АСТ, Астрель,
2006.
512
c.
9. Волшебный клубок. Узоры для вязания крючком и спицами. - М.: АСТ, 2013.
- 633 c.
10. Вязание крючком различных изделий. - М.: АСТ, Сталкер, 2008. - 917 c.
11. Вязание крючком. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - 191 c.
12.
Вязание
крючком.
М.:
Этерна,
2006.
192
c.
13. Джонс, Сьюзи Вязание крючком для начинающих / Сьюзи Джонс. - М.:
"Издательство
АСТ",
2004.
- 192 c.
37

14. Ивановская, Т. В. Великолепная коллекция узоров для вязания крючком /
Т.В. Ивановская. - М.: "Группа Компаний "РИПОЛ классик", 2012. - 264 c.
15. Кромптон, Клэр 200 цветов, мотивов и бордюров для вязания крючком /
Клэр Кромптон. - М.: Контэнт, 2012. - 128 c.
16.О. Зайцева. «Декоративные цветы».
17.Журнал «ZIZHIPEISHIHUA» Изготовление цветов в разных техниках.
18.Словарь моды: терминология- история- аксессуары.
19.http://lediveka.ru/otdyx/xobbi/cvety-iz-foamirana-master-klass-video.html
20.http://bebi.lv/foamiran-mk/roza-iz-foamirana-video-master-klass.html
21. http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176,451
22.Гориянова О.В., О.П. Медведева. Школа юного дизайнера.– Ростов-на-Дону
Феникс, 2005.
23.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций.- Москва: Айрис
Пресс, 2004.
24.Гайдукова В.Н. «Вязание на вилке», Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
25.Журнал мод. Вязание. Шали» № 35, Москва, 2012.

38

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рабочая программа по воспитанию
1.Цели, задачи и результат воспитательной работы
Цели: Создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию саморазвитию в социуме.
Задачи:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением
к себе, способного выбрать и реализовать собственный взгляд на мир, развитие
его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности: фестивали, конкурсы, открытые
мероприятия;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накопленный опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результаты воспитания
- привить умения и навыки самоорганизации, сформировать ответственность за
себя и других;
- проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его
традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование сознательного отношения к труду, к природе, к своему
поселку.
2. Формы и содержание деятельности
Программа по воспитанию рассчитана на детей 7-14 летнего возраста.
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на
формирование его мысленного потенциала, на становление личности,
способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в
искусстве. В воспитании детей младшего и среднего школьного возраста
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
социально значимых знаний - норм и традиций общества в котором живем.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
-становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
-социализация и духовно-нравственное развитие личности;
-бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным
традициям;
39

-воспитание у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
-развитие социального партнерства в воспитательной деятельности
образовательной организации.
3.Работа с родителями.
Цель: Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся. Повышение качества образования за счет совместной
деятельности «педагог-родитель - обучающийся»
№ Мероприятие
1

2

3

4

5

Форма
Дата
проведения
Индивидуальные беседы Взаимодействия
и Беседы
В
установление контакта
течение
родителей и педагога
года
День Матери
Укрепление
Беседа
Ноябрь
взаимоотношений
в
семье,
повышение
роли матери
Индивидуальные беседы Пропаганда здорового Беседа
Декабрь
образа
жизни.
по теме «ЗОЖ»
Привлечение внимания
семьи
к
вопросам
оздоровления детей в
домашних условиях
Ознакомление
с
Федеральным законом
об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
Итоговое родительское
собрание: «Чему
научились наши дети за
этот год».

Задачи

Дать общие сведения о Беседа.
федеральном законе

В
течение
года

Демонстрация
Беседа
сформированных
умений и навыков,
знаний детей, развитие
взаимодействия детей,
родителей и педагога.

Май

40

Календарный план воспитательной работы объединения «Рукодельница»
№
п/
п
1

Название
мероприятия

2

Рождественские
встречи.
Мероприятия,
посвященные
освобождению
поселка
Орловского
от
фашистсконемецких
захватчиков
День
защитника
Отечества, участие
в выставке.

январь

ДДТ

феврал
ь

ДДТ

4

Международный
женский
день,
участие
в
выставке.

март

ДДТ

5

День победы
ВОВ, участие
выставке.

май

ДДТ

3

Номер Сроки
группы

День
матери.
Поздравление мам
(беседа).

в
в

Место
проведе
ния
ноябрь ДДТ

41

Примечания
Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное воспитание
Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

Приложение 2
Вопросы для проверки ЗУН.
1.Какие правила безопасности нужно соблюдать при вязании?
2.Свяжи один ряд столбиками без накида и один ряд столбиками с накидом.
1.Как безопасно пользоваться иголкой и хранить ее?
2.Свяжи один ряд столбиками без накида и один ряд столбиками с накидом.
1.Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами?
2. Свяжи образец узора по схеме.
1.Как правильно сидеть при вязании?
2.Нарисуй на доске условные обозначения: в.п.; ст. б/н; ст. с/н; полустолбик.
1.Какие нитки используются для вязания?
2. Свяжи круг по описанию.
1.Какие крючки необходимо иметь для работы?
2.Свяжи круг по схеме.
1.Что такое петли для подъема? От чего зависит их число?
2.Свяжи по схеме розочку.
1.В каких случаях используются полустолбики?
2.Свяжи по схеме листик.
1.Как правильно подобрать крючок к ниткам?
2.Свяжи по схеме спиральку.
1.Что такое прибавление столбиков?
2.Свяжи образец узора по схеме.
1.Что такое убавление столбиков? Какие способы убавления ты знаешь?
2.Свяжи по схеме круг.
1. Как правильно гладить связанное изделие?
2. Нарисуй на доске условные обозначения: в.п.; ст. б/н; ст. с/н; полустолбик.
1.Какие правила безопасности при работе с утюгом ты знаешь?
2.Свяжи узор по схеме.
1.Какие ты знаешь способы прибавления столбиков?
2.Свяжи узор с недовязанными столбиками.
42

Приложение 3
Критерии оценки качества выполненного изделия.
(Промежуточная аттестация)
Баллы
3

Качество выполненного изделия
Допущены ошибки при выполнении технических приемов
вязания.
Низкий уровень сложности выбранного изделия.
Изделие выполнено неаккуратно.
Изделие выполнено с помощью педагога.

4

Допущены незначительные ошибки при выполнении технических
приемов вязания.
Уровень сложности выбранного изделия соответствует
необходимым ЗУН по программе.
Изделие выполнено аккуратно.
Изделие выполнено с незначительной помощью педагога.

5

Изделие выполнено без ошибок.
Уровень сложности выбранного изделия соответствует
необходимым ЗУН по программе.
Изделие выполнено качественно и аккуратно.
При выполнении изделия проявлено творчество и
самостоятельность.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».