Мастерилки 2023-2024

yqPEXrcHI4E..
EFOAXETHOE
Myr{r4I-u4rIAnbHOE
, OPJIOBCXfrt
JIbHOf O OEPA3OBA:1ulrfl
AOrIOJIHI,ITE
AOM AETCKO|O TBOPTIECTBA

PexoueHAoBaHa
leAaforuqecKl{M COBeTOM

AO

OploncKoro

Px6yxnuaA.B.

r. Ipororon Ns
or 30.08.23

.2023 r. J\b43

I

AOIIOJIHI4TEJIbH Afl,OEIIIE OEPA3OBATEJIbH.Afl'
oE IrI EPA3BTIBATOIq Afl' ITPOTPAMMA
HATTPABJTEHHOCTV
xyAoxEcrBEHHOfr
G

<>
Bospacr yqaquxcs,: 5-7 JIer
Cpor peail.I3a\r4rrlporpaMMbl-2 to4a

Anrop cocraBHTeJIb:
fopnyruKuHa Eleua BacPureBHa
fleAarof AoroJIHHTeJrbHoroo6pasoBalavIfl

u. Oploscrnfi
2023 r.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.......................... 6
2.1 Учебный план ..................................................................................................... 6
2.2 Календарный учебный график......................................................................... 11
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................... 14
3.1 Условия реализации программы ..................................................................... 15
3.2 Формы контроля и аттестации ......................................................................... 15
3.3 Планируемые результаты ................................................................................ 15
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 17
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ .............................................. 19
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 21
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 24
Приложение 1 ......................................................................................................... 24

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
Важным средством эстетического воспитания детей является
изобразительная деятельность (аппликация). Она позволяет детям выразить в
аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и
отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают
положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В
процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое
восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства
(форма, цвет, композиция).
Изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка
старшего дошкольного возраста. В этот период развивается способность
наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира,
обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и
умения, формируются художественно-творческие способности.
На занятии по пластилинографии, основной материал — пластилин, а
основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки,
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.).
Данная техника хороша тем, что она доступна детям как младшего, так и
старшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого
результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его
более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с
дошкольниками.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной
техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также
техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что
ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов бумажной
пластики, развивает мелкую моторику рук, тем самым способствует своему
интеллектуальному развитию. Главное значение занятий по пластилинографии
состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а
движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная
нагрузка на пальчики. Кроме этого, бумажная пластика создает среду, в
которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь
более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные
поздравительные открытки.
Новизна данной программы использование различных техник
аппликации.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей. Полу
объемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей,
например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.
3

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные
декоративные узоры как из геометрических форм. Более сложными становятся
предметные аппликации с большим количеством деталей.
Пластилинография — это один из сравнительно новых видов
изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два
смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова
«пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется
исполнение замысла. Этот вид представляет собой создание лепных картин с
изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на
горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и
материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами
растений, природным материалом.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из
различных материалов создает основу для творческого выражения
дошкольника.
Цель - создание условий для творческого самовыражения детей
посредством изготовления поделок в технике аппликация и пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
1.Дать учащимся сведения о технологии изготовления аппликаций из
бумаги и других материалов.
2. Научить учащихся различным техникам аппликации, экономно
расходуя материал.
Развивающие:
1.Развить у учащихся внимание, память, мелкую моторику рук.
2.Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по
изготовлению аппликации.
3.Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых
сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
4.Способствовать развитию художественного вкуса, творческих
способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, настойчивость в
достижении поставленной цели.
2.Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
3.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Характеристика программы
Направленность - художественная
Тип- общеразвивающий
Вид -модифицированная
Уровень освоения- разноуровневая
Объем и срок освоения 144 часа, 2 года
- 1 год обучения 72 часа;
- 2 год обучения 72 часа;
4

Режим занятий
1год обучения:2 часа в неделю- 1 занятие по 2 часа всего 72 часа в год
2год обучения:2 часа в неделю- 1 занятие по 2 часа всего 72 часа в год
Для всех занятий устанавливается академический час продолжительностью 30
минут.
перерыв между занятиями 10 мин
Тип занятий – комбинированные (теория и практика, мастер-классы,
выполнение самостоятельной работы, выставки.)
Форма обучения очная
Адресат программы. Программа разработана для детей 5-7лет.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания,
мышления, воображения, памяти, речи. Начинает развиваться произвольное
внимание. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.
Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и
начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения,
классификации. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют
различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность
представляемых образов и впечатлений.
Наполняемость группы
Для работы по программе формируются постоянные группы. Набор детей
- свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей
в области изготовления аппликации. Группы формируются по возрастному
признаку.
1 год обучения: 12 – 15 человек,
2 год обучения: 12 – 15 человек,

5

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
1год обучения, 72 ч
№
п/п
1.
1.1

1.2

2.
2.1

3.
3.1

4.
4.1

5.
5.1

6.
6.1

7.
7.1

Количество часов
Теория
Практика Всего

Форма
контроля,
аттестации
Раздел 1 «Аппликации из геометрических фигур» 12 часа
Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ
результата
Аппликации
из
2
8
10
наблюдение,
простых фигур:
анализ
квадрат,
результата
треугольник,
круг,
прямоугольник
Раздел2 «Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами» 10
часов
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
бумаги. Работа с
анализ
шаблонами.
результата
Раздел 3 «Обрывная аппликация» 10 часов
Обрывная
2
8
10
наблюдение,
аппликация.
анализ
результата
Раздел 4 «Аппликация по технике «Мозаика»» 10 часов
Аппликация
по
2
8
10
наблюдение,
технике
анализ
«Мозаика».
результата
Раздел 5 «Аппликация из пластилина (Пластилинография) 10 часов
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
пластилина
анализ
результата
Раздел 6 «Аппликация «посыпушки» из цветной манки» 10 часов
Аппликация
2
8
10
наблюдение,
«посыпушки»
анализ
результата
Раздел 7 «Комбинированная аппликация: изготовление открыток»
10 часа
Комбинированная
2
6
8
наблюдение,
аппликация:
анализ
изготовление
результата
открыток.
6

7.2

Итоговая
выставка.

1

1

2

16

56

72

наблюдение,
анализ
результата

Итого:
Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1 «Аппликации из геометрических фигур» 12 часов
Вводное занятие.2ч
Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для
работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на
занятиях.
Аппликации из геометрических фигур10 часов
Теория: Организация рабочего места. Знакомство и повторение
геометрических фигур. Аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги при помощи геометрических
фигур.
Раздел 2 «Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами» 10
часов
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов.
Раздел 3 «Обрывная аппликация» 10 часов
Теория: Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная
аппликация.
Практика: Самостоятельное изготовление работы
Раздел 4 «Аппликация по технике «Мозаика»» 10 часов
Теория: Мозаика. Возможности использования мозаики.
Практика: Знакомство с техникой мозаичной аппликации. Самостоятельное
изготовление мозаики.
Раздел 5 «Аппликация из пластилина (Пластилинография) 10 часов
Теория: Пластилинография - что это?
Практика: Изготовление аппликации из пластилина.
Раздел 6 «Аппликация «посыпушки» из цветной манки» 10 часов
Теория:
Последовательность изготовления
аппликации в технике
«посыпушки».
Практика: Изготовление аппликации в технике «посыпушки».
Раздел 7 «Комбинированная аппликация: изготовление открыток» 8
часов
Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.
Итоговая выставка.2ч
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
7

Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.
Учебный план
2год обучения, 72 ч
№
п/п
1.
1.1

1.2

2.
2.1

3.
3.1

4.
4.1

5.
5.1

6.
6.1

7.
7.1

Количество часов
Теория
Практика Всего

Форма
контроля,
аттестации
Раздел 1 «Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами»
часов 12 часа
Вводное занятие.
1
1
2
наблюдение,
анализ
результата
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
бумаги. Работа с
анализ
шаблонами.
результата
Раздел2 «Аппликация из «ладошек»» 10 часов.
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
«ладошек».
анализ
результата
Раздел 3 «Аппликация из пластилина (Пластилинография) 10 часов
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
пластилина
анализ
результата
Раздел 4 «Аппликация «посыпушки» из цветной манки» 10 часов
Аппликация
2
8
10
наблюдение,
«посыпушки»
анализ
результата
Раздел 5 «Аппликация из природных материалов, ваты, салфеток»
10 часов
Аппликация
из
2
8
10
наблюдение,
природных
анализ
материалов, ваты,
результата
салфеток.
Раздел 6 «Объемная аппликация и аппликация с элементами
оригами» 10 часов.
Объемная
2
8
10
наблюдение,
аппликация и
анализ
аппликация с
результата
элементами
оригами.
Раздел 7 «Комбинированная аппликация с элементами
торцевания» 10 часа
Комбинированная
2
6
8
наблюдение,
аппликация
с
анализ
8

7.2

элементами
торцевания:
изготовление
открыток.
Итоговая
выставка.

результата

1

1

2

16

56

72

наблюдение,
анализ
результата

Итого:
Содержание учебного плана
2 год обучения
Раздел 1 «Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами»
часов 12 часа
Вводное занятие.2часа
Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для
работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на
занятиях.
«Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами» 10 часов
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.
Практика: Учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы и формы. Изготовление
аппликации из бумаги, с помощью шаблонов.
Раздел 2 «Аппликация из «ладошек»» 10 часов
Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».
Практика: Учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы и формы. Изготовление
работ из шаблонов в форме «ладошек».
Раздел 3 «Аппликация из пластилина (Пластилинография) 10 часов
Теория: Пластилинография - что это?
Практика: Самостоятельное изготовление обратной аппликации из
пластилина.
Раздел 4 «Аппликация «посыпушки» из цветной манки» 10 часов
Теория: Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.
Практика: Изготовление аппликации из крупы.
Раздел 5 «Аппликация из природных материалов, ваты, салфеток» 10
часов
Теория: Возможность использования различных материалов для изготовления
аппликации.
Практика: Изготовление аппликации с использованием различных материалов.
Раздел 6 «Объемная аппликация и аппликация с элементами
оригами» 10 часов
Теория: Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.
Практика: Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в
технике «Объемная аппликация».
9

Раздел 7 «Комбинированная аппликация с элементами торцевания»
10 часа
«Комбинированная аппликация с элементами торцевания» 8 часов
Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации с
элементами торцевания.
Итоговая выставка.2часа
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.

10

2.2 Календарный учебный график
«Мастерилки»
Группа № 3 (2 год обучения 72 ч.)
№ Дат Тема занятия
п/ а
п

1

04.
09

Кол
-во
часо
в

Вводное занятие.
Знакомство с программой.
Техника безопасности на
занятиях

2
2

Аппликация из бумаги.
Работа с шаблонами.
Тюльпан

10

Время
Форма
проведе занятия
ни
язаняти
я

Место
Форма
проведен контроля
ия

15.4016.50

Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие

Опрос

2

15.4016.50

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Самостоятел
ьная работа

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое

Наблюдение

2

11.
09

3

18.
09

Черепаха .

2

15.4016.50

4

25.
09

Рыба.

2

15.4016.50

5

02.
10

Мухомор.

2

15.4016.50

6

09.
10

Пёс.

2

15.4016.50

Аппликация из
«ладошек».
Медуза.

10
2

15.4016.50

7

16.
10

8

23.
10

Лебедь

2

15.4016.50

9

30.
10

Маки.

2

15.4016.50
11

Наблюдение

Наблюдение

занятие
10 13.
11

Петушок.

2

15.4016.50

11 20.
11

Фламинго.

2

15.4016.50

12 27.
11

Аппликация из
10
пластилина(Пластилиног
рафия)
Тюльпан
2

15.4016.50

13 04.
12

Черепаха .

2

15.4016.50

14 11.
12

Рыба.

2

15.4016.50

15 18.
12

Мухомор.

2

15.4016.50

16 25.
12

Пёс.

2

15.4016.50

Аппликация из крупы
«Посыпушки».
Бабочка

10
2

15.4016.50

18 22.
01

Львенок

2

15.4016.50

19 29.
12

Черепаха

2

15.4016.50

20 05.
02

Рыба

2

15.4016.50

17 15.
01

12

Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие

Наблюдение

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Наблюдение

15.4016.50

Беседа и
Д/с №2
Практичес
кое
занятие

Наблюдение

2

15.4016.50

Д/с №2

Наблюдение

Тюльпан

2

15.4016.50

Д/с №2

Наблюдение

24 04.
03

Черепаха .

2

15.4016.50

Д/с №2

Наблюдение

25 11.
03

Рыба.

2

15.4016.50

Д/с №2

Наблюдение

26 18.
03

Лиса.

2

15.4016.50

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Игрушки

2

Аппликация из
природных материалов,
ваты, салфеток,

10

22 19.
02

Груша

23 26.
02

21 12.
02

27 25.
03

Объемная аппликация и 10
аппликация с элементами
оригами
2
Собачка.

15.4016.50

28 27.
03

Лиса.

2

15.4016.50

29 01.
04

Кораблик.

2

15.4016.50

30 08.
04

Рыба.

2

15.4016.50

31 15.
04

Елочка.

2

15.4016.50

13

Комбинированная
аппликация с
элементами торцевания:
изготовление открыток.
Котик

8

2

15.4016.50

33 06.
05

Чебурашка

2

15.4016.50

34 13.
05

Лягушка

2

15.4016.50

35 20.
05

Гусеничка

2

15.4016.50

Итоговая выставка
Организация выставки
лучших работ учащихся

2
2

32 22.
04

36 27.
05

ИТОГО

15.4016.50

Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие
Беседа и
Практичес
кое
занятие

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Д/с №2

Наблюдение

Организац Д/с №2
ия
выставки
лучших
работ учащихся

Наблюдение,
анализ
результата

72

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

14

3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение занятий
Оборудование:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книжки-раскраски для работы по образцу;
-природный и бросовый материал: семена растений, крупы, и т.д.;
-бумага: гофрированная, цветная, бархатная;
-картон: цветной, белый, упаковочный;
-салфетки, вата, пластилин;
-клей ПВА, клей карандаш, ножницы
- фотоаппарат;
Наглядные средства:
-Инструктивные карты, иллюстрации,
-подборка информационной и справочной литературы,
-диагностическая методика для определения знаний умений, навыков,
творческих способностей,
-разработки занятий,
-стенды (правила техники безопасности)
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного
образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию,
профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень
профессионального мастерства.
3.2Формы контроля и аттестации
1. Формы входного контроля: опрос
2. Формы текущего контроля: беседа, выставка творческих работ
3. Форма итогового итогов: выставка лучших творческих работ
4. При проведении аттестации используются методы: диагностика, беседа,
наблюдение, творческие задания.
5. Мониторинг оценивания личностных результатов
3.3Планируемые результаты
1 года обучения:
Предметные
овладеют:
15

-начальной терминологией (понятие «геометрические фигуры», «композиция»,
«шаблон», «линия горизонта» и др.);
-основами цветоведения (цветовой круг, основные цвета, теплые, холодные);
-начальными навыками приемов вырезания простых форм;
-знаниями инструментов и материалов (ножницы, стеки, клей ПВА);
-заполнять пространство контурного изображения рисунка в заданном
направлении различными материалами (бумага, пластилин, карандаш);
-представление о техниках аппликации (симметричная, обрывная, накладная);
- приемами лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание,
скручивание, примазывание);
Личностные
Смогут:
-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками
-установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные
смогут:
-определять цели и задачи деятельности
организовывать свою деятельность для достижения цели
-развить умение объяснять явления действительности
развить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со
сверстниками
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и
следовать им
2 года обучения
Предметные
овладеют:
-термины и понятия в рамках направленности программы
-разметка по шаблону;
-знаниями о материалах и способах их технологического преобразования
-совершенствование техники вырезания предметов из бумаги;
-сочетать в одном художественном образе аппликативные и графические
элементы;
-сочетать разные художественные материалы при выполнении творческих задач
Личностные
смогут:
- формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную
информацию;
- получить навыки адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
16

-развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-развить навыки самостоятельной работы
Метапредметные
-определять и формулировать цель деятельности, определять средства для
выполнения цели
-презентовать полученные знания
-оценивать свою работу и работы других детей
-отличать новое от уже известного
-перерабатывать полученную информацию
-оформлять свою мысль в устной речи
-выполнять различные роли в группе (лидера, помощника, исполнителя,
критика)

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
17

№
1.

Вводное занятие.

Беседа

2.

Работа с
шаблонами.
Аппликация из
бумаги.
Аппликация из
«ладошек».

Комбини
рованное
Комбини
рованное

Коллекция поделок,
цветная бумага, картон,
ножницы, клей.

Самостоятель
ная работа

Аппликация из
природных
материалов,
карандашной
стружки, ваты,
салфеток,
туалетной
бумаги.
Аппликация из
крупы
«Посыпушки».

Комбини
рованное

Самостоятель
ная работа

6.

Обрывная
аппликация.

Комбини
рованное

Сушеные листья
растения, карандашная
стружка, точилка для
карандаша, вата,
цветная бумага,
картон, салфетки,
туалетная бумага,
нитки, клей, ножницы.
Крупы (рис, пшено,
манка, гречка). Фасоль,
семена подсолнуха,
арбуза и тыквы.
Картон, клей.
Цветная бумага,
картон, клей.

7.

Аппликация по
технике
«Мозаика».
Аппликация из
пластилина.
Комбинированна
я аппликация с
элементами
торцевания:
изготовление
открыток.

Комбини
рованное

Цветная бумага, картон, Самостоятель
клей, ножницы.
ная работа

Комбини
рованное
Комбини
рованное

Пластилин, маркер,
Самостоятель
картон.
ная работа
Цветная бумага, картон, Выставка
природные материалы,
вата, клей, салфетки,
ножницы.

3.

4.

5.

8.
9.

Формы
занятий

Комбини
рованное

Техническое
оснащение

Формы
подведения
итогов
Опрос

Тема
программы

Коллекция поделок,
книги.
Готовые шаблоны,
цветная бумага, картон,
ножницы, клей.

18

Самостоятель
ная работа

Самостоятель
ная работа

Выставка

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Очень важно знать, насколько эффективно идет работа. С этой целью
необходимо анализировать каждое занятие, выявлять трудности, которые
встретились у детей, кто из детей с заданием не справился.
Необходимо оценивать, как уровень овладения детьми техническими
навыками и умениями, так и проявление самостоятельности, оригинальности,
творчества в работах детей. Для этого были подобраны диагностические
задания с учетом возраста детей.
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением,
целесообразно проводить контрольное обследование 2-3 раза в год. Это
позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую
работу для формирования необходимых навыков.
На основании анализа программы воспитания и обучения детей,
методических разработок А.Н.Малышевой, Н.В.Ермолаевой мной были
определены критерии оценки уровней сформированности умений и навыков
детей:
Разрезание по кривым и ломаным линиям.
Вырезывание сложных форм.
Самостоятельность.
Аккуратность.
В процессе проведения занятий фиксируется уровень решения заданий
каждым ребенком по всем показателям.
Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности
выполнения ребенком диагностических заданий. Как правило, низкий уровень
предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
На среднем уровне ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. На
высоком уровне выполняет его самостоятельно.
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующее:
-развивать умение вырезать, пользуясь разнообразными приёмами: по прямой в
разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
-развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать
узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных
форм;
-использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и
тёмные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре;
-продолжать развивать воображение, творческие способности детей.
Способы определения результативности:
- промежуточная аттестация;
- участие в конкурсах, выставках в течение учебного года;
- итоговая аттестация:
- творческая работа;
- выставки учащихся.
Для подведения итогов используются промежуточные и итоговые
аттестации, которые проводятся в виде самостоятельных занятий по данной
19

теме и оцениваются по пятибалльной шкале.
Формы проведения: самостоятельная практическая работа, мини - выставки.
Время проведения: декабрь и май.
Оценка "5" ставится в случае:
Отличное исполнение программного задания, полное соответствие
уровня исполнения требованиям учебной программы по изучаемой
дисциплине.
Уровень выполнения работы на высоком уровне. Работа выполнена
самостоятельно в полном объеме и в соответствии с требованиями программы.
Оценка "4"
Большинство программных требований учащимся выполнено, понимание
учащимся поставленных учебных и методических задач и путей их реализации.
Работа выполнена самостоятельно, но с некоторыми отступлениями от
программных требований.
Оценка "3"
Работа выполнена в соответствии с формальными требованиями,
предъявляемыми к учебным заданиям, но имеет большое количество
фактических ошибок и неточностей. Техника исполнения работы ниже
требований программы.
Оценка "2":
Программная работа не выполнена.
Критерии оценки качества выполненного изделия.
Качество выполненной аппликации
Критерии

Балл

Умение
пользоваться
ножницами

Умение обводить
шаблоны

Умение
пользоваться
клеем

Самостоятельно

5

5

5

5

Требуется
помощь
Не умеет

4

4

4

4

3

3

3

3

20

VI.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно правовая база
1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее
– Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (далее – Приказ № 816).
10.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ3924/06
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детей-инвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации».
12.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
13.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364821

20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
15.
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
16.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
2.Список литературы для педагога
1.
Астраханцева С. В. Методические основы преподавания
декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В.
Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В.
Астраханцевой. – Ростов/Д: Феникс, 2011. – 225с.
2.
Гончар В.В. Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 112 с.
3.
Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки,М.: Эксмо, 2012. – 64 с.
4.
Липес Ю.В. «Ремесленные мастерские: от терапии к профессии». –
М.: Теревинф, 2014. – 136с. /Опыт работы Центра лечебной педагогики/.
5.
Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. - М.: Аст-Пресс
Книга, 2010. – 80 с.
6.
Нестерова Д.В. Рукоделие энциклопедия М.: АСТ, 2013.- 158 с.
7.
Панаева Е.В. Поделки из папье-маше. - М.: ЗАО «Мир Книги
Ритейл», 2011. – 64 с.
8.
Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. Мини-картины, панно,
фоторамки из соленого теста. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 224 с.
9.
Уникальные картины из зерен// Цветы и букеты.отв. Редактор Е.
Зуевская — М.: Издательская группа «Контэнт», 2011. – 48 с.
10. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство
мир книги», 2012.- 93с.
11. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе».
Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб. Речь, 2010. - 477с.
12. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru
22

13.
14.
15.
16.

«Уроки рукоделия» http://rukodelie-yroki.ru
«Поделки из природного материала» http://www.fitopark.eu
«Поделки к праздникам» http:www.snova-prazdnik.ru
«Трафареты и контуры для декора» http://www.tairtd.ru

3.Список литературы для обучающихся:
1.

Ллимос А. Чудесные поделки. – Харьков.: Клуб Семейного Чтения,

2.
3.

Петрова О. Лепим из пластилина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Петрова О. Конструируем из бумаги. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,

2006.

2011
4.
Петрова О. Фигурки из природных материалов. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2011
4.Список литературы для родителей:
1. Васина Н.С. Бумажная симфония. — М.: Айрис - пресс, 2010.-128с.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —
М.:Просвещение, 2002.-96с.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД
КОН — Лига Пресс», 2004-2011.каждый - 44с.(подписка)
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. —
Ярославль: «Академия развития», 2001.-224с.
5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. — Ярославль:
«Академия развития», 2005.-224

23

VI.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Рабочая программа по воспитанию
1.Цели, задачи и результат воспитательной работы
Цели: Создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию саморазвитию в социуме.
Задачи:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением
к себе, способного выбрать и реализовать собственный взгляд на мир, развитие
его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности: фестивали, конкурсы, открытые
мероприятия;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накопленный опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результаты воспитания:
- привить умения и навыки самоорганизации, сформировать ответственность за
себя и других;
- проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его
традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование сознательного отношения к труду, к природе, к своему
поселку.
3. Формы и содержание деятельности:
Программа по воспитанию рассчитана на детей 5-7 летнего возраста.
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на
формирование его мысленного потенциала, на становление личности,
способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в
искусстве. В воспитании детей младшего возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения социально значимых знаний норм и традиций общества, в котором живем.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
-становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
-социализация и духовно-нравственное развитие личности;
-бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным
традициям;
-воспитание у учащихся уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
24

-развитие социального партнерства
образовательной организации.

в

воспитательной

деятельности

4.Работа с родителями.
Цель: Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся. Повышение качества образования за счет совместной
деятельности «педагог-родитель - учащийся»
№

Мероприятие

Задачи

1

Индивидуальные беседы

2

День Матери

3

Индивидуальные беседы
по теме «ЗОЖ»

Взаимодействия и
установление контакта
родителей и педагога
Укрепление
взаимоотношений в
семье, повышение
роли матери
Пропаганда здорового
образа жизни.
Привлечение внимания
семьи к вопросам
оздоровления детей в
домашних условиях

4

Ознакомление с
Федеральным законом
об основах системы
профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
Итоговое родительское
собрание: «Как
повзрослели и чему
научились наши дети за
этот год».

5

Форма
проведения
Беседы

Дата

Беседа

В
течение
года
Ноябрь

Беседа

Декабрь

Дать общие сведения о
федеральном законе

Беседа.

В
течение
года

Демонстрация
сформированных
умений и навыков,
знаний детей, развитие
взаимодействия детей,
родителей и педагога.

Беседа

Май

25

План воспитательной работы объединения «Мастерилки»
№ Название
Номер Сроки Место Примечания
п/п мероприятия
группы
провед
ения
1
День
матери.
ноябрь ДДТ
Мероприятия направлены
Поздравление мам
художественно(беседа).
эстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
2
Рождественские
январь ДДТ
Мероприятия направлены
встречи, (беседа).
художественноМероприятия,
эстетическое,
духовнопосвященные
нравственное,
освобождению
гражданскопоселка
патриотическое
Орловского
от
воспитание
фашистсконемецких
захватчиков
(беседа).
3
День
защитника
феврал ДДТ
Мероприятия направлены
Отечества, участие
ь
художественнов выставке.
эстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
4
Международный
март
ДДТ
Мероприятия направлены
женский
день,
художественноучастие
в
эстетическое,
духовновыставке.
нравственное воспитание
5

День победы
ВОВ, участие
выставке.

в
в

май

ДДТ

26

Мероприятия направлены
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

Приложение 2
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами
- Работай за своим рабочим местом.
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент,
туда и положи его после выполненных действий.
- Нельзя брать в рот мелкие детали.
- При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо
промой их водой.
- При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
- Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
- Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
- При работе не держи ножницы концами вверх.
- При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
- Береги инструменты, экономь материалы.
-Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно

27

Правила работы с пластилином
1. Работу выполнять за столом.
2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить
необходимые материалы.
3. Планировать свою работу.
4. Внимательно выслушивать задание.
5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
6. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками. При
необходимости смачивать руки водой.
7. При работе с пластилином необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об
одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
8. Нельзя: брать пластилин в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать
пластилин по комнате.
9. Готовые изделия класть на доску.
10. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
11. Тщательно вымыть руки с мылом.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».