Бумажный мир игрушек

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..........................................................................3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...........................5
2.1 Учебный план........................................................................................................5
2.2 Календарный учебный график.............................................................................7
2.3 Учебный план......................................................................................................13
2.4 Календарный учебный график...........................................................................15
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................18
3.1 Условия реализации программы........................................................................18
3.2 Формы контроля и аттестации...........................................................................19
3.3 Планируемые результаты...................................................................................20
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ................................................................21
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ................................................22
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................23
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................25
Приложение 1............................................................................................................25
Приложение 2 ………………………………………………………………………26
Приложение 3……………………………………………………………………….33
Приложение 4……………………………………………………………………….34
Приложение 5……………………………………………………………………….38
Приложение 6……………………………………………………………………….39

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.
Актуальность программы в том, что она, является комплексной по
набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами
разнообразной творческой деятельности. Даёт возможность каждому
воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного
творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя
полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое
отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на
речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- способствует формированию добрых чувств близким, и даёт возможность
выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение
самооценки;
Отличительные особенности программы, новизна.
Отличительные особенности программы, рассмотренные нами,
отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги.
Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства
известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой
логике «от простого к сложному».
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет
максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и
декоративно-прикладного творчества (конструирование, мозаика, аппликация,
торцевание, поделки из салфеток, кручение бумаги), и предлагает развитие
ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление,
художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Цель: всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения
приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и
творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию
ребенка;
3

- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность,
побуждать к творчеству и самостоятельности;
воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через
творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.
Характеристика программы
Направленность: художественная
Тип: программа, направлена на развитие художественной одаренности –
способствующая становлению индивидуального творческого воображения,
наблюдения, фантазии, умения видеть многообразный мир.
Вид: модифицированная
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения программы:
Полный объем программы составляет 144 часа.
I год обучения -72 часа;
II год обучения – 72 часа
Срок освоения программы - 2 года обучения,
Режим занятий:
1 год обучения: всего 72 часа в год, (в неделю 2 часа /1 раз по30 мин)
2 год обучения: всего 72 часа в год, (в неделю 2 часа /1 раз по30 мин)
Перерыв между занятиями 10 - 15 мин.
Тип занятий : комбенированный
Форма обучения: очная и обучение с применением дистанционных
образовательных технологий (приложение 6)
Адресат программы: данная образовательная программа рассчитана на
учащихся 5 – 7 лет
Наполняемость группы:
I год обучения: 12-15 человек,
II год обучения: 10 – 12 человек

4

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план I года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел
Вводное занятие.
Аппликация
Удивительное
превращение
полосок
Праздничные
открытки.
Двухцветная
аппликация.
Разноцветные
истории
Веселые комочки
Подготовка
к
выставке
Итого:

Количество часов
Теория Практ Всего
ика
1
1
2
2
10
12
2
12
14
2

8

10

2

10

12

2

8

10

2
-

8
2

10
2

13

59

72

5

Форма контроля,
аттестации
Зачет,
самостоятельная
практическая
работа
Педагогическое
наблюдение,
анализ продуктов
деятельности,
анализ процесса
деятельности

Содержание учебного плана:
1.Вводное занятие. - 2ч.
Теоритическая часть: свойства бумаги. История возникновения бумаги.
Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Правила
ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практическая часть: практическим путем познакомить со свойствами бумаги.
Знакомство с образцами.
2. Аппликация. - 12 ч.
Теоретическая часть: Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ
в этой технике. Приёмы и техника работы.
Практическая часть: Божья коровка. Кораблик. Корова. Барашек. Кошка.
Клоун. Обводим по готовому шаблону, вырезаем, наклеиваем.
3. Удивительное превращение полосок. - 14 ч.
Теоретическая часть: Анализ поэтапного изготовления: составление
композиции из полосок. Применение интернет ресурсов (по темам) и
произведения малых жанров устного народного творчества (по темам).
Практическая часть: Петушок. Стрекоза. Ромашка. Гусеница. Бабочка.
Пчелка. Рыбка. Разрезаем полосы, различной длинны и ширины и склеиваем.
4. Праздничные открытки. - 10 ч.
Теоретическая часть: Проверка и обобщение знаний и умений детей «Работы
с разными видами бумаги». Рассуждения «Праздники. Смысловое значение
подарка изготовленного своими руками». Стихотворения, посвященные
праздникам 8 марта, 23 февраля. Применение интернет ресурсов.
Практическая часть: Моряк. Открытки к 23 февраля. Поделка к празднику.
Открытка к 8 марта для мамы. Поделка к празднику. Обводим по готовому
шаблону, вырезаем, наклеиваем.
5. Двухцветная аппликация. - 10 ч.
Теоретическая часть: Проверка знаний «Использование шаблонов». Понятие
«композиция», составление композиций. Цветовая физическая минутка.
Использование произведений малых жанров устного народного творчества,
интернет ресурсов.
Практическая часть: Дом. Деревья. Пейзаж. Лебедь. Осень. обвести, вырезать,
из заготовок самостоятельно составить композицию.
6. Разноцветные истории. - 12 ч.
Теоретическая часть: Беседа - обсуждение «Технике выполнения контурной
мозаики, создания сложной формы, пользуясь изученным методом».
Физическая минутка «Солнышко», использование интернет ресурсов.
Практическая часть: Обратить внимание на подбор цвета. Сердечко. Грибок..
Дельфин. Яблоко. Груша Бабочка. Обводим. Вырезаем. Наклеиваем.
7. Веселые комочки. - 10 ч.
6

Теоретическая часть: Беседа – обсуждение «Бумажные комочки».
Изготовление комочков, применение для аппликации. Использование
произведений малых жанров устного народного творчества, интернет ресурсов.
Практическая часть: Ветка рябины. Цветочек. Ежик. Тюльпан. Сирень.
Скатать плотные ровные ватные шарики одинакового размера.
8. Подготовка к выставке. – 2 ч.

2.2 Календарный учебный график I года обучения
Таблица 2
Календарный учебный график
I год обучения
Группа № 6, 1 год обучения
№
п/п
1
1.1

2

Дата

Тема занятия

КолВремя
Форма
Место
Форма
проведения
во
проведения
занятия
контроля
часов
занятия
Вводное занятие
2
06.09. Солнышко
2
Беседа,
МБДОУ
Фронтальный
Д/С
23
практическое
опрос
«Теремок»
занятие
Аппликация.
12

2.1

13.09. Божья коровка
23

2

практическое
занятие

2.2

20.09. Кораблик
23

2

Практическое
занятие

2.3

27.09. Корова
23

2

Практическое
занятие

2.4

04.10
23

Барашек

2

Практическое
занятие

2.5

11.10
23

Кошка

2

Практическое
занятие

2.6

18.10
23

Клоун

2

Практическое
занятие

Удивительное
превращение
полосок

14

3

3.1

25.10. Петушок

2

Беседа,
7

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ

Творческая

Творческая
работа
Творческая
работа

Коллективный
опрос
Творческая
работа

23

практическое
занятие
Практическое
занятие

3.2

01.11
23

Стрекоза

2

3.3

08.11. Ромашка
23

2

Практическое
занятие

3.4

15.11
23

Гусеница

2

Практическое
занятие

3.5

22.11
23

Бабочка

2

Практическое
занятие

3.6

29.11. Пчелка
23

2

Практическое
занятие

3.7

06.12
23

2

Практическое
занятие

4
4.1

Рыбка
Промежуточная
аттестация
Праздничные
открытки.
13.12. Моряк
23

работа

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
Д/С

Наблюдение

Наблюдение
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Наблюдение
Творческая
работа, опрос,
тестирование

10
2

Практическое
занятие

4.2

20.12
23

Поделка к
празднику

2

Практическое
занятие

4.3

27.12
23

Открытка к
празднику

2

4.4

10.01
24

Поделка к
празднику

2

Беседа,
практическое
занятие
Практическое
занятие

4.5

17.01
24

Поделка к
празднику

2

5

Двухцветная
аппликация
24.01. Дом
24

10
2

Практическое
занятие

5.2

31.01
24

Дерево

2

Практическое
занятие

5.3

07.02
24

Лебеди

2

Практическое
занятие

5.4

14.02
24

Пейзаж

2

5.5

21.02
24

Осень

2

Беседа,
практическое
занятие
Практическое
занятие

5.1

Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Практическое
занятие

8

Наблюдение
Творческая
работа

Наблюдение,
игра

Творческая
работа

Коллективный
опрос
Наблюдение

«Теремок»
6

Разноцветные
истории.
Сердечко

12
2

Практическое
занятие

6.1

28.02
24

6.2

06.03
24

Гриб.

2

Практическое
занятие

6.3

13.03
24

Дельфин

2

Практическое
занятие

6.4

20.03
24

Яблоко

2

Практическое
занятие

6.5

27.03
24

Груша

2

Практическое
занятие

6.6

03.04
24

Бабочка

2

Практическое
занятие

Веселые
комочки
Ветка рябины

10
2

Практическое
занятие

7
7.1

10.04
24

7.2

17.04
24

Цветочек

2

Практическое
занятие

7.3

24.04
24

Ёжик

2

Практическое
занятие

7.4

08.05
24

Тюльпан

2

7.5

15.05
24

Сирень
Итоговая
аттестация
Подготовка к
выставке
Оформление
поделок

2

Опрос,
практическое
занятие
Практическое
занятие

8
13.
1

22.05
24

Итого часов:

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Наблюдение

МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»
МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Наблюдение,
опрос,
тестирование

МБДОУ
Д/С
«Теремок»

Творческая
работа

Наблюдение,
игра
Творческая
работа
Наблюдение
Выполнение
образцов
Выполнение
образцов

Коллективный
опрос
Наблюдение
Наблюдение

2
2

Практическое
занятие

72

9

2.3 Учебный план II года обучения
Таблица 3
Учебный план II года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел
Вводное занятие.
Обрывная
аппликация.
Мои друзья
животные
Мои любимые
игрушки.
Бумажные
фантазии.
Сувенирная лавка.
Интересный мир
оригами
Подготовка к
выставке
Итого:

Количество часов
Теори Практи Всего
я
ка
1
1
2
2
12
14
2

10

12

2

8

10

2

8

10

2
2

8
10

10
12

-

2

2

13

59

72

10

Форма контроля,
аттестации
Зачет,
самостоятельная
практическая
работа
Педагогическое
наблюдение,
анализ продуктов
деятельности,
анализ процесса
деятельности

Содержание учебного плана II года обучения
1.Вводное занятие. - 2 ч.
Теоретическая часть: Беседа «Повторение изученного материала. Проверка
знаний». Техника безопасности.
Практическая часть. Божья коровка. Вырезание деталей из цветной бумаги по
готовому шаблону.
3.Обрывная аппликация. - 14ч.
Теоретическая часть: Знакомство с новой техникой «Обрывание бумаги двумя
способами по спиральке, и прямой». Рассматривание и анализ
изображений (по темам). Применение изученных методов приклеивания
деталей поделок. Интересные факты (по каждой теме) – интернет ресурсы.
Практическая часть: Кошечка. Курочка. Цыпленок. Букет цветов. Роза с
шипами. Осеннее дерево. Летнее дерево. На море.
6. Мои друзья животные. - 12 ч. Конструирование из бумаги.
Теоретическая часть: Рассказ «Мои друзья животные». Анализ поэтапного
выполнения игрушки. Знакомство с понятием « конуса», создание образа
игрушки. Работа с лекалом. Применение интернет ресурсов (по темам).
Практическая часть: Выполнить конусные игрушки из бумаги. Заяц. Хрюшка.
Мишка. Петушок. Курочка.
Дед мороз.
Снегурочка. Девочка.
Художественное оформление поделок.
7. Мои любимые игрушки.- 10 ч.
Теоретическая часть: Беседа – обсуждение «Мои любимые игрушки».
Знакомство с понятием « цилиндр», поэтапное изготовление поделок.
Применение интернет ресурсов (по темам).
Практическая часть: Цилиндрическая форма: львёнок, собака, кошка, лошадь,
дракон, медведь. Художественное оформление.
8. Бумажные фантазии.- 10ч.
Теоретическая часть: Знакомство с новым видом работы. Рассмотрим фото,
анализ, обсуждение. Поэтапное выполнение поделок. Использование интернет
ресурсов (по темам).
Практическая часть: Поделки, сделанные в стиле гармошка. Слон. Пингвин.
Рыбка. Слон. Матрешка. Груша с гусеницей. Лев.
9. Сувенирная лавка. - 10 ч.
Теоретическая часть: Беседа – рассуждение «Лучший подарок – своими
руками». Анализ понятия – смысловая нагрузка слова «подарок». Обсуждение
«Значение подарков и их назначение». Использование интернет ресурсов.
Практическая часть: Закладка для книг. Поздравительные открытки для папы
и мамы. Матрёшка. Совенок. Сердечко. Цветы в вазе.
10. Интересный мир оригами.- 12 ч.
Теоретическая часть: Знакомство с данным видом искусства, история
оригами. Просмотр работ в этой технике. Условные обозначения и базовые
формы.
11

Практическая часть: Оригами – искусство складывания бумаги. Собачка.
Мышка. Птичка. Кошечка. Рыбка. Заяц. Семейка котиков. Прыгающая лягушка.
Лисичка. Тюльпан. Жираф. Обобщение изученного материала.
11.Подготовка к выставке. – 2 ч.
Оформление работ.
2.4 Календарный учебный график II год обучения
Таблица 4
Календарный учебный график
II год обучения
Группа №2, 2 год обучения
№ Дата
п/п

1
1.1

06.09
23

2

Тема занятия

Вводное
занятие
Божья коровка.

Колво
часо
в
2
2

Обрывная
аппликация
Кошечка

14

2.1

13.09
23

2.2

20.09
23

Курочка

2

2.3

27.09
23

Цыпленок

2

2.4

04.10
23

Букет цветов

2

2.5

11.10
23

Роза с шипами

2

2.6

18.10
23

Осеннее дерево

2

2.7

25.10
23

На море

2

Мои друзья
животные
Мышка

12

3
3.1

01.11
23

Время
проведени
я занятия

Форма
занятия

Место
Форма контроля
проведения

Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие

2

Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие

2

12

Опрос,
тестирование

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Наблюдение,
игра

МБДОУ
«Теремок»

Самостоятельна
я работа

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие

Творческая
работа

3.2

08.11
23

Петушок

2

3.3

15.11
23

Курочка (

2

3.4

22.11
23

Хрюшка.

2

3.5

29.11
23

Заяц

2

3.6

06.12
23

Лиса

2

Мои любимые
игрушки
Клоун

10

Кошечка
Промежуточная
аттестация
Дракон

2

4
4.1

13.12
23

4.2

20.12
23

4.3

27.12
23

4.4

10.01
24

Медведь

2

4.5

17.01
24

Собака

2

Бумажные
фантазии.
Пингвин

10

5

2

2

5.1

24.01
24

5.2

31.01
.
24
07.02
24

Медведь

2

Груша с
гусеницей

2

5.4

14.02
24

Лев

2

5.5

21.02
24

Лягушка

2

Сувенирная
лавка
Закладка для
книг

10

5.3

6
6.1

28.02
24

2

2
13

Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Занятие –
опрос,
практическое
занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие

МБДОУ
«Теремок»

Самостоятельна
я работа

МБДОУ
«Теремок»

Опрос,
тестирование

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Самостоятельна
я работа

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие
Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие

Самостоятельна
я работа

Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие
Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие
Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»
е занятие

Наблюдение,
игра

Беседа.
МБДОУ
Практическо «Теремок»

Выполнение
образцов

Самостоятельна
я работа

Выполнение
образцов
Творческая
работа

6.2

06.03
24

Поздравительны
е открытки

2

6.3

13.03
24

Поздравительны
е открытки

2

6.4

20.03
24

Цветы в вазе

2

6.5

27.03
24

Подставка для
карандашей

2

Интересный
мир оригами
Собачка

12

7
7.1

03.04
24

7.2

10.04
24

Птичка

2

7.3

17.04
24

Кошечка

2

7.4

24.04
24

Заяц

2

7.5

08.05
24

Лисичка

2

7.6

15.05
24

Тюльпан.
Итоговая
аттестация
Подготовка к
выставке
Оформление
работ

2

8.
8.1

22.05
24

Итого часов:

е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие

2

Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Беседа.
Практическо
е занятие
Опрос,
Практическо
е занятие

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Выполнение
образцов

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

МБДОУ
«Теремок»

Опрос,
тестирование

2
2

Беседа.
Практическо
е занятие

72

14

МБДОУ
«Теремок»

Творческая
работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: Большую роль играет специально
оборудованный кабинет и наличие разнообразного дидактического материала:
- образцов (работы педагога или контрольные работы детей);
- иллюстративного материала (альбомы, репродукции, фотографии);
- базовые фигуры;
- наборы цветной бумаги;
- изделия и модели, выполненные детьми и педагогом;
- образцы видов бумаги и картона;
- схемы составления композиций для открытки, панно, коллажа;
- шаблоны для аппликаций;
- инструкции по технике безопасности;
Оборудование:
- шкафы для пособий - 1 шт;
- стол для педагога - 1шт.;
- столы ученические - 5 шт.
- стулья ученические – 15 шт.
Инструменты и материалы:
- простой карандаш ТМ;
- клей ПВА;
- ножницы канцелярские с закругленными концами;
- бумага рисовальная или чертежная;
- бумага цветная, бархатная;
- цветной и белый картон;
- бумага А-4 белая, цветная;
- бумага креповая;
- краски;
- фетр;
- ватные диски;
- ушные палочки.
Технические средства:
- компьютер-1шт;
Информационное обеспечение:
- экранно – звуковые пособия «Звуки природы»;
- «Детские песни из мультфильмов»;
- «Классическая музыка для детей»;
- «Сборник детских песен»;
- диск с записью Гимна России;
- презентация «История малой Родины»;
- презентация «Растительный и животный мир нашего края»;
- презентация «Природные богатства родного края»;
15

- презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»;
Кадровое обеспечение Согласно Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может
работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и
квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт), а именно А и В с уровнем квалификации 6.
3.2Формы контроля и аттестации
Аттестация
обучающихся
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень
развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с
прогнозируемым результатом:
- стартовая аттестация, осуществляется в начале освоения программы
(сентябрь) в форме диагностики наблюдения педагогом за степенью подготовки
обучающихся по критериям…………..
- промежуточная аттестация, это оценка качества усвоения обучающимися
знаний в рамках программы по итогам полугодия и проводится педагогом
(мини-выставки работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и
самооценкой);
- итоговая аттестация: это оценка овладения учащимися уровня достижений,
заявленных в программе по завершению учебного года и проводится
педагогом и аттестационной комиссией, мониторинг образовательного
процесса;
- творческие задания, зачет.
Формы проведения аттестации.
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы
такие способы, как:
 наблюдение активности на занятии;
 беседа с обучающимися, родителями;
 анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный
период.
Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ
за истекший период, собеседование, тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса
используется:
 тестирование.
3.3Планируемые результаты:
В
результате
реализации
программы
предполагается
достижение
определённого уровня овладения учащимися бумажной техникой. Они будут
знать специальную терминологию, получат представление о видах и свойствах
бумаги, научатся обращаться с основными материалами и научатся складывать
оригами.
16

Планируемые результаты 1-го года обучения:
Предметные:
• Ознакомятся с основными понятиями «объемная мозаика»
• Овладение различными приемами работы с бумагой.
• Ознакомятся с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Личностные:
• Сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в
технике «обрывная аппликация»;
• Сформируется культура труда и совершенствование трудовыми навыками.
• Научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Метапредметные :
• Разовьют внимание, память.
• Разовьют мелкой моторики рук и глазомер.
• Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• Разовьют способность работать руками.
Планируемые результаты 2-го года обучения:
Предметные:
• Овладение различными приемами работы с бумагой.
• Сформируются умения следовать устным инструкциям.
• Будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности
Личностные:
• Появиться интерес к искусству « оригами»
• Расширятся коммуникативные способности детей.
• Научаться создавать творческие композиции изделий, выполненных в технике
«оригами».
Метапредметные:
• Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• Разовьют пространственное воображение.

III.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
17

Для реализации программы «Бумажный мир» используются следующие методы
обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование
наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу,
способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На
занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций,
рисунков, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций,
различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям
закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог
постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении
правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
 технология диалогового обучения;
 игровые технологии;
 технологии развивающего обучения;
 здоровьесберегающие технологии;
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
18

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она
даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития
интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения
необходимого материала.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства
учащихся. Диагностический контроль даёт возможность определить уровень
мотивации выбора и устойчивости интереса воспитанности учащихся,
творческих способностей, отношение трудовой деятельности.
Результативность выполнения программы отслеживается путём проведения
первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим
показателям:
- Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса
учащихся;
- Методика выявления уровня владения навыками учащихся на начальном
этапе;
- Уровень воспитанности;
- Уровень творческих способностей;
- Отношение к трудовой деятельности.
Цель первичного этапа: определение уровня мотивации, подготовленности
и развитости детей в начале обучения (Приложение 2).
Проведённое исследование на начальном этапе даёт возможность педагогу
подобрать оптимальный объём учебного материала, определить точки роста
учащихся. Для выявления уровня владения навыками разработаны критерии
отслеживания способностей на начальном этапе обучения.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения
детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства
учащихся на данном этапе (Приложение 2).
В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми
творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения
детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ
учащихся». (приложение 2). Проведенное диагностирование позволяет сделать
необходимую корректировку образовательной программы.
Цель проведения итогового этапа диагностики: определение степени
достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся
на дальнейшее самостоятельное обучение (Приложение 2).
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся
проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным
в таблице. Это позволяет сделать вывод о степени результативности
образовательной программы, выявить одарённых детей и разработать для них
индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких
результатов в данном направлении.

19

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:
1.Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.
+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
2.Волкова
С.И. Методическое
пособие
к
курсу:
Математика
и
конструирование.– М.: Просвещение,2013. – 142 с.
3.Кулакова Л.Ю.Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.–
М.: АСТ – пресс книга, 2010. – 144 с.
4.Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2012.– 142 с.
5.Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2014. –
130с.
6.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд.
Скрипторий, 2016. – 48 с.
7.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.
+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
8.Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
9.Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных
классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение,
2016. – 160 с.
Литература для учащихся:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.:
Изд-во Лада, 2010.– 240 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки
из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2016. – 95 с.
3.Волкова С.И. Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся
начальной школы.– М.: Просвещение,2016. – 95 с.
4.Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2015.
– 142 с
6.Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
7.Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2010. – 78 с.
8.Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9.Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.–
СПб.: Паритет, 2014. – 127 с.
10.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.:
Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
20

11.Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.–
М.: Арт – Родник, 2016. – 30 с.
12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.80с., ил.- (Домашняя школа)
Литература для родителей:
Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст - Пресс книга», М.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+
вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с.
+ вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.:
Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

21

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Нормативно – правовая база
1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
5.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
– Приказ №629).
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(далее – Приказ № 816).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детейинвалидов на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
22

13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
Приложение 2
Стартовая аттестация
учащихся детского объединения
«Бумажный мир игрушек»
Дата проведения – конец сентября
№
п/
п
1
2

Ф. И. обучающегося

Умеет
Умеет
Умеет
пользоваться пользоваться пользоваться
ножницами
клеем
шаблонами

3
4
5
6
23

7
8
9
10
11
12

1.Умеет пользоваться ножницами (красный);
2.Умеет пользоваться клеем (зеленый);
3.Умеет пользоваться шаблонами (синий).
Проверка знаний учащихся
Детское объединение «Бумажный мир игрушек»
Промежуточная аттестация

Анкета
Ф. И. учащегося____________________________________________________

1.Каким инструментом пользуются при работе с бумагой?
1) иглой;
2) ножницами;
3) ножом.
2.Как правильно передавать ножницы?
1) острыми концами вперёд;
2) в открытом виде;
3) закрытыми, тупыми концами вперёд.
3) Правила работы с клеем?
1) клей наносится кисточкой;
24

2) клей наносится пальцами.
4) Обрывная аппликация – что это такое?
1) изготовление рисунка из наклеенных кусков цветной бумаги;
2) наклеивание целых кусочков бумаги.
5)Что такое симметричная аппликация?
1) представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие
симметричное строение;
2) представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие
разное строение.
Проверка знаний итоговой аттестации
«Бумажный мир игрушек»
Анкета
Ф. И. учащегося____________________________________________________
1. Какие инструменты и приспособления используют для аппликации:
а) ножницы, кисточка, салфетка, клеенка, подставка
б) ножницы, степлер, кисточка, салфетка
в) плоскогубцы, пинцет, ножницы, салфетка, кисточка
2. Какая аппликация выполняется без ножниц:
а) мозаика
б) обрыв
в) раздвижение
3. Какой клей используют в аппликации:
а) ПВА
б) столярный
в) момент
4. Что такое симметрия:
а) одинаковое расположение частей вырезанной детали по обе стороны от
середины
б) разное расположение частей вырезанной детали по обе стороны от середины

Ответы проверки знаний учащихся
детского объединения «Бумажный мир игрушек»
Промежуточная аттестация
25

Группа №
Дата проведения:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Ф.И.обучающихся

Объем работы

Результат ответов обуч - ся

Каждый
обучающийся
отвечает на пять
вопросов из
пройденного
материала на
усмотрение
педагога

Ответ на вопрос +
Нет ответа на вопрос 5,4 – владеет теоретическим материалом;
4,3 – задать дополнительные вопросы из пройденных тем;
Менее 2 – не владеет теоретическим материалом.

Педагог дополнительного образования

Панченко И.И.

Вопросы для проверки знаний по программе
«Бумажный мир игрушек»
I год обучения
26

1. Вводное занятие.
- Какие инструменты нужны при работе с бумагой?
- Как правильно передавать ножницы?
2. Грибная поляна:
- Какие грибы вы знаете?
- Назовите съедобные грибы?
- Какого цвета шляпка у мухомора?
- Какого цвета ножка у белого гриба?
- Что такое лукошко?
- Каким способом можно сделать лукошко? Какие цвета бумаги при этом
используем?
3. Аппликация.
- Что такое аппликация?
- Какие виды аппликации вы знаете?
4. Подводное царство.
- Назовите, кто живет под водой?
- Как сделать рыбку из треугольников? Сколько треугольников понадобиться
для данной работы?
- Какие вы знаете треугольники?
- Какого цвета водоросли?
- Для чего нужны водоросли рыбам?
- Что такое аквариум?
5. Веселые полоски.
- Каким способом нарезаются полосы?
- Почему полоски лучше использовать разных цветов для гусеницы?
6. Интересное кручение.
- Что такое кручение?
- Покажите, как скрутить полоску?
- Почему лучше использовать одностороннюю цветную бумагу для кручения?
7. Праздничные открытки.
- Какие праздники вы знаете?
- По каким признакам можно определить, что сегодня праздник?
- Какие подарки можно дарить?
8. Двухцветна аппликация.
- Какие цвета сочетаются между собой?
- Почему летом используются более яркие цвета?
9. Разноцветные истории.
- Что такое конур?
- Почему мозаика называется контурной?
- Назовите основные приемы выполнения контурной мозаики?
10. Живописная мозаика.
- Что такое мозаика?
- Назовите основные приемы выполнения контурной мозаики?
27

11. Объемная мозаика.
- Каким образом создать объем гофрированной бумаге?
- Какую бумагу по плотности лучше использовать для поделок?
12. Мятые комочки.
- Что такое мятые комочки. Как их изготовить?
- Какую бумагу используем для этой техники?
II год обучения
1. Вводное занятие:
- Какие инструменты нам понадобятся для работы?
- Как правильно передать ножницы соседу?
- Как правильно работать с клеем?
2. Разноцветные истории.
- Как из квадрата получить круг?
- Что такое диагональ в круге?
3. Обрывная аппликация.
- Что такое аппликация?
- Почему называется обрывная аппликация?
- Из какой бумаги делают обрывную аппликацию?
4. Вырезалочки.
- Покажите, как сложить лист бумаги гармошкой?
- Как правильно сложить и вырезать снежинку?
5. Коллекция идей.
- Как вырезать из целого куска бумаги бабочку, покажите?
- Как обычно расположены рисунки на крылышках у бабочек?
- Как одним движением сделать надрезы у травки, покажите?
6. Мои друзья животные( конусные игрушки).
- Каких животных вы знаете?
- Что такое конус?
- Как из круга вырезать конус?
- Как склеить конус?
7. Мои любимые игрушки( цилиндрическая форма).
- Что такое цилиндр?
- Как склеить цилиндр?
- Какие работы можно сделать из цилиндра?
- Какие детали игрушки имеют цилиндрическую форму? ( игрушки по
выбору педагога).
8. Бумажные фантазии.
- Как из полосок нарезать квадраты?
- Что такое квадрат?
- Сколько квадратов понадобиться для ракеты?
- Как из квадрата получить треугольник?
- Что такое орнамент?
9. Сувенирная лавка.
28

- Что такое сувенир?
- Для чего нужна закладка для книг?
10. Интересный мир оригами.
- Что такое оригами?
- Покажите, как сделать кошечку?
Критерии оценки знаний и умений для детей дошкольного возраста

Техникоэкономические
5 балла
требования
Качество
Изделие
выполнения
выполнено точно
работы
по образцу,
правильное
сочетание цветов.
Самостоятельно
обводить шаблон
четко по контуру,
вырезает ровно,
аккуратно работает
клеем. Придает
работе
законченный вид.
Затраты времени Работа выполнена
на выполнение
в соответствии с
работы
технологией
Соблюдение
технологий при
выполнении
работы

Соблюдение
правил
безопасности
труда и

Работа выполнена
в соответствии с
технологией.

4 балла
Изделие выполнено
точно по образцу,
все размеры
выдержаны, но
качество отделки
ниже требуемого.

3 балл
Изделие выполнено с
отступлением от
образца.
Плохо обводит,
вырезает не ровно, на
всем протяжении
работы требуется
помощь педагога.

На выполнение
работы затрачено
времени на
10 % больше нормы

На выполнение
работы затрачено
времени больше
установленного по
норме на 20%
Работа выполнена в Обработка изделия
соответствии с
выполнена с грубыми
технологией,
отклонениями от
отклонений от
технологии,
указаний
применялись не
последовательности предусмотренные
не имели
операции.
принципиального
значения.

обязательно при выполнении всех работ
29

санитарногигиенических
требований
Приложение 3
Методические рекомендации по организации образовательного
процесса
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к
тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в
указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в
стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
30

Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя
место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Приложение 4
Методические разработки по темам программы
Конспект занятия «Разноцветная гусеница».
Цель: создание поделки из бумажных полосок . Развитие художественнотворческих способностей детей средствами изобразительного искусства
Задачи:
- Закрепить знания и представления о насекомых (гусенице)
- Учить детей делать объемную аппликацию из бумаги
- Закреплять навыки аккуратного наклеивания
- Учить пользоваться салфеткой.
Материалы для занятия:
Картон зеленого цвета, бумага цветная по выбору, салфетки, клей.
Подготовка:
Из зеленого картона вырезать форму листа. Цветную бумагу нарезать
полосками. Вырезать глазки для гусеницы.
Содержание занятия
Послушайте загадку и подумайте: кто это?
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
Дети: Гусеница!
Провести гимнастику пальчиковую про гусениц для подготовки кисти руки к
работе.
Пальчиковая игра «Гусеница»
Гусеница, гусеница (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и
разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до
кончика пальцев)
Бабочкина дочка («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает (то же проделываем, меняя руки: «от корня к
верхушке»)
Кушает листочки: (и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам!
31

Ам! ( ладони сложить вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна
ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, прямые
пальцы другой ладони. Затем ладони поменять.)
Поела – (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит
кулачок, как яблоко)
Проснулась – (постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась! (руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь
– крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела! (машем «крыльями»: запястья или предплечья
перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Приступаем к выполнению аппликации "Гусеница"

Из подготовленных разноцветных одинаковых полосок склеиваем трубочки.
Затем из трубочек собираем туловище гусеницы. Нарисовать или приклеить из
бумаги на голове гусеницы глазки, усики.

32

Посадить гусеницу вот на такой красивый подготовленный листок.
Поиграть с ней. Повторить использованные цвета, посчитать количество колец
одинакового цвета.
По окончанию работы привести в порядок рабочее место, тщательно вымыть
Пальчиковая гимнастика. (1, 2года обучения)
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
«Разминка»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,Реклама
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
«Стрижи»
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения
туловища.)
«Разминка»
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
33

Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И на место все вернулись. (Дети садятся.)
«Раз, два, три»
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может
Влево смотрим — раз, два, три
Так. И вправо посмотри
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся
(Дети садятся.)
«Разминка»
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно
(Ходьба на месте.)
«Разминка»
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может
Влево смотрим — раз, два, три
Так. И вправо посмотри
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся
(Дети садятся.)
34

Приложение 5
Рабочая программа по воспитанию
1. Характеристика объединения
Деятельность объединения «Бумажный мир игрушек» имеет
художественную направленность. Количество обучающихся в объединении
составляет 36 человек. Из них 16 мальчиков и 20 девочек.
Обучающиеся имеют возрастную категорию от 5 – 7 лет.
Форма работы – индивидуально – групповая.
2. Цели, задачи воспитательной работы.
Цель воспитания – личностное развитие ребенка дошкольного возраста,
проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на
основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально
значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их
социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта
поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в
приобретении опыта социально значимых дел).
Задачи:
Главной задачей программы является создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста.

обогащать представления детей о многообразии культурных норм и
ценностей, принятых в обществе;

поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского
сообщества;

воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности, формирование основ патриотизма;

углублять представления детей о правилах безопасного поведения и
умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению
ценностей здорового образа жизни;

сформировать
систему
ценностей,
основанную
на
непотребительском отношении к природе;

поощрять проявления морально-волевых качеств
Результаты воспитания:
- прививать умения и навыки самоорганизации, сформировать
ответственность за себя и других;

35

- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, своего
народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные
символы;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование сознательного отношения к труду, к природе, к своему
поселку.
3. Формы и содержание деятельности
Программа по воспитанию рассчитана на детей 5 -7 летнего
возраста.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
- становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
- социализация и духовно-нравственное развитие личности;
- бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным
традициям;
- воспитание у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
- развитие социального партнерства в воспитательной деятельности
образовательной организации.
Работа с родителями.
Цель: Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся. Повышение качества образования за счет совместной
деятельности «педагог – родитель - обучающийся».
Приложение 6
Методические рекомендации для обучения с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных
информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными
работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др.,
занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту,
чаты, социальные сети и др.
Педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с обучающимися и
родителями (законными представителями) для информирования о ходе
реализации образовательной программы с использованием дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий,
графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Реализация педагогом образовательного процесса: образовательный
процесс организовывается в соответствии с расписанием, утвержденным
локальным актом Учреждения. Занятие с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения может включать:
- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
- online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
36

- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы/ технологические карты;
- тестовые задания;
- контрольные задания; и др.

Структура занятия с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и
занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной
его части обозначаются правила работы и взаимодействия (объяснить
обучающимся технические особенности работы и правила обмена
информацией). В процессе занятия педагог четко даёт инструкции выполнения
заданий. При работе с младшими школьниками педагог может организовать
тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная
платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для
обучения ребенка работе с ресурсом. Педагогу определяет степень участия
родителей в сопровождении обучающихся, предлагает такие формы работы и
виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно.
Изучение теоретического материала организовывается различными
способами:
- использование готовых тематических видеолекций;
- проведение занятий в режиме оnline;
- размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу подготавливаются вопросы для
самоконтроля и закрепления материала. Для организации практической
деятельности выполняется комплекс практических упражнений, творческих
заданий, индивидуальных или групповых проектов. При организации занятия
педагог не ограничивает общение с обучающимися перепиской и
размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с
аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате
видеоконференций, предоставлять возможность индивидуальной консультации
(социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами
эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального
фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностноориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся. При
организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных
технологий
учитываются
возрастные
особенности
обучающихся. Руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях». Продолжительность онлайнзанятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за
компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно
превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для
37

обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для
обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут.
Методическая подготовка занятий
При организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий педагог использует различные
средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в
соответствии с целями и задачами образовательной программы, её
характеристиками и возрастными особенностями обучающихся. При
организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы
(образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня,
утвержденного локальным актом Учреждения. Педагог использует знакомые
технологии, основывается на том, что лучше всего знакомо ему и
обучающемуся. Предлагаются такие формы работы и виды деятельности, с
которыми они смогут справиться самостоятельно. Формат заданий может быть
в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным
взаимодействием.
Пример разработки занятия для дистанционного обучения:
«Замечательные овечки»
(I год обучения)
Цель: развивать познавательно-творческую деятельность ребенка через
создание открыток.
Задачи: Учить скручивать салфетки в небольшой комок, вырезать из ватных
дисков голову овцы, ноги и уши. Научить детей делать открытки из разных
видов материала. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость,
творческую активность детей, доводить начатое дело до конца.

38

Материал необходимый для работы:
- клей;
- картон;
- ножницы;
- салфетки белого цвета;
- ватные диски;
- готовые глаза или сделать самостоятельно;
- ушные палочки.
Шаблоны:

- Нарываем и скручиваем салфетки в комок. Накручиваем их много, чтобы
потом клеить их сразу на туловище овцы.
- Собираем детали, чтобы получилась овца.
- Приклеиваем овце уши.
- Из комочков выкладываем внизу снег.
- Отрезаем верхушки палочек для кудряшек на лбу овцы.
- Приклеиваем палочки на лоб.
- Рядом делаем вторую овцу.
- Приклеиваем облака из ватных дисков.
- Из оставшихся комочков приклеиваем снег.
Открытка готова. Всем спасибо за работу!
Для общего развития загадайте ребенку загадки.
39

Не взирая на погоду,
В шубе ходит круглый год,
И в любое время года,
Молочко своё даёт! ( Овца)
Шубка в завитках,
Рожки им подстать,
Четыре копытца,
Коротенький хвостик,
Мекает, блеет,
Если захочет! ( Овца.)
По природе глупая,
И трусливая она,
Ходит в шубе плотной,
Мекая задорно! (Овца)
Нет ни пуговиц, ни змейки,
На колечках вся жилетка! ( Овца)
«Зайчик»
(II год обучения)
Предлагаю сделать зайчика из бумаги по иллюстрированным описаниям. Наш
зайчик делается быстро путем, изготовления мордочки из сложенной
гармошкой листа бумаги, лапок, ушек и носика зверька, и склеивания
подготовленных элементов. Готовая поделка из бумаги, позабавит вашего
ребенка своим видом, и зайчик прекрасно впишется в интерьер детской
комнаты, сможет стать прекрасным декором. Если имеете свободное время, то
начинайте делать поделку прямо сейчас. Детки любят зверька — зайчика и
вместе с вами не откажутся сделать его своими руками.
Для создания такого зайчика нам потребуется:
- лист белой бумаги;
- клей ПВА;
- розовый фломастер;
- пластмассовые глазки;
- простой карандаш;
- нитки;
- ножницы.

40

Для создания основной части бумажного зайчика нам потребуется белый лист
бумаги формата А4. Предварительно разрезаем его пополам.

После этого каждую половинку бумаги складываем «гармошкой».

Затем эти «гармошки» склеиваем между собой.

41

С помощью ниток перевязываем получившуюся «гармошку» пополам.

Теперь склеиваем бумагу сначала с одной стороны.

После этого необходимо склеить другую часть бумаги «гармошки» так, чтобы в
итоге получился круг.

42

Теперь займемся деталями нашей поделки –зайчик из бумаги ,нам потребуется
вырезать две заготовки для ушей зайчика.
Затем розовым фломастером или карандашом рисуем серединки ушей зайчика.

Также из белой бумаги вырезаем пару заготовок для лапок зверька.
Розовым фломастером намечаем детали лапок.

Теперь нам потребуется клей ПВА и с его помощью фиксируем ушки зайчика с
обратной стороны бумажного круга выполненного в виде гармошки.
43

Лапки приклеим зверушке с внешней стороны круга в нижней его части.

Добавим пластмассовые глазки к поделке можно самостоятельно изготовить
глазки из бумаги.
Для оформления мордочки нашего зайчика потребуется из белой бумаги
вырезать 2 небольших кружочка, после чего приклеиваем их посередине
мордочки.

Для носика вырезаем кружок поменьше и раскрашиваем его в розовый цвет.
Затем приклеиваем носик посередине мордочки зайчика.
44

Теперь нам удалось сделать зайчика из бумаги и наша поделка готова.

Вот так будет выглядеть готовая поделка — зайчик сделанная вами своими
руками.
«Полосатый кот из бумаги» своими руками
(IIгод обучения)
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям,
педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель:
Изготовление объемной аппликации из цветной бумаги.
Задачи:
- закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть
результат.
Материалы и принадлежности, которые понадобятся для изготовления поделки
очень простые.
45

- цветная бумага, в данном случае оранжевая и белая;
- ножницы;
- клей ПВА;
- линейка;
- карандаш.
Затем вам понадобиться собрать поделку в такой последовательности, как
показано в мастер- классе на пошаговых фото.

46

47

48

Поделка готова. Всем спасибо!

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».