Палитра

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.......................... 6
2.1 Учебный план ..................................................................................................... 6
2.2 Календарный учебный график........................................................................... 8
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................... 16
3.1 Условия реализации программы ..................................................................... 26
3.2 Формы контроля и аттестации ......................................................................... 27
3.3 Планируемые результаты ................................................................................ 28
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 29
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Error! Bookmark not defined.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 29
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 31
Приложение 1 ......................................................................................................... 31

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что художественное
образование детей – не просто одна из важнейших задач современного
общества, это условие его дальнейшего развития. Программа отвечает
условиям социального заказа современного общества, поскольку обучающиеся
не только получают знания об основах живописи и цветоведения, но и имеют
возможность увидеть красоту окружающей природы и родного края,
участвовать в конкурсах и выставках, ощутить неразрывную связь творчества и
внутреннего мира человека.
Отличительные особенности программы. Программа построена таким
образом, что применение новых методов и технологий, которые развивают
воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой,
различными инструментами, а не просто вынуждают механически выполнять
то, что предлагает педагог.
В программе выделено большое количество часов на изучение русских
народных промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства
обеспечивает
развитие
эмоционально-эстетического
отношения
к
национальной культуре, знанию традиций.
В программе заложено манипулирование с разнообразными по качеству и
свойствам материалами, использование процесса включает размазывание
краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее,
а так же комбинирование разных материалов, используя специальные
изобразительные техники
Новизна программы:
Новизной данной программы дополнительного образования является
введение новых техник рисования – роспись по дереву и выжигание.
Представленные в программе различные техники росписи ранее не
использовались в работе с детьми. Такое нестандартное решение развивает
фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Цель программы — художественно-эстетическое развитие личности
детей средствами изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие:
Сформировать у обучающихся представление о различных видах
изобразительной деятельности
развивающие:
Способствовать развитию навыков художественного изображения
объектов
воспитательные:
Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной
культуре, приобщение к наследию мирового и отечественного искусства.
Характеристика программы
3

Направленность - художественная
Тип - стартовый
Вид - модифицированная
Уровень освоения - разноуровневая
Объем и срок освоения программы 504 часа, 4 года обучения
Режим занятий один раз в неделю по два часа с группами первого и
второго года обучения, два раза в неделю по два часа с группами третьего и
четвертого года обучения
Тип занятий комбинированные (теория и практика)
Форма обучения очная
Адресат программы Программа предназначена для обучения детей
(подростков) в возрасте 7-17 лет.
7-9 лет
Характерные черты этого возраста — подвижность, любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и
вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В
эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма дружелюбны,
легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают
приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этом
возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться
буквально во всем.
10-13 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые
определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те
или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и
правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они
способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную
работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее,
напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует
естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям
между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать
от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный,
искренний тон взаимоотношений.
14-17 лет
Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный,
критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие,
качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности:
стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков,
4

свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый
благоприятный для творческого и профессионального развития. Он является
наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в
этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо
понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того,
какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его
социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.
Наполняемость группы
1 год обучения: 12-15 человек
2 год обучения: 10-12 человек
3 год обучения: 8-10 человек
4 год обучения: 8-10 человек

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Учебный план
I год обучения, 72 часа

№
п/п

Теория

Количество часов
Практика
Всего

Таблица _
Форма
контроля,
аттестации

1. Раздел 1 «Выразительные средства изображения» - 14 часов
1.1
Вводное занятие
Наблюдение,
1
1
2
анализ результата
1.2
Виды линий.
Наблюдение,
1
1
2
Взаимодействие
анализ результата
линии и пятна
1.3
Пластика линий
Наблюдение,
2
0
2
анализ результата
2. Раздел 2 «Графика как вид изобразительного искусства» - 12 часов
2.1
Рисование ручкой 1
Наблюдение,
7
8
и маркером
анализ результата
2.2
Рисование
Наблюдение,
1
3
4
карандашом
анализ результата
3. Раздел 3 «Художник и фантазия» - 26 часов
3.1
Нетрадиционные
Наблюдение,
2
18
20
техники
анализ результата
рисования
3.2
Фантазийное
Наблюдение,
2
4
6
рисование
анализ результата
4. Раздел 4 «Холодная и теплая цветовая гамма» - 12 часов
Цветовой круг,
4.1
Наблюдение,
1
1
2
холодные и теплые
анализ результата
4.2

цвета
Работы с палитрой,
растяжка и
размывка

1

9

10

5. Раздел 5 «Цвет и оттенок. Смешиваем краски» - 8 часов
Выполнение
1
7
8
пейзажей
Итого:
13
59
72
5.1

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно,
цвет - 14 часов.
Вводное занятие включает в себя беседу о технике безопасности, а так
же о рабочем месте и инструментах художника. Происходит знакомство с
основными видами изобразительного искусства и способами передачи
6

изображения. Учащиеся выполняют рисунок-тест на выбранную тему в
свободной технике.
Теория: знакомство с линией, тоном и цветом. Виды линий – прямая,
волнистая, ломаная, кривая. Взаимодействие линии и пятна. Пластика линий.
Цветовой круг и цветовое пятно. Правила смешивания цветов.
Практика: Выполняются графические рисунки по образцам. В
графических пейзажах очень наглядно с помощью линий изображается
линейная перспектива. А так же перспективу показывают с помощью пятен
разных оттенков серого и разного размера. Используются материалы и
инструменты графики – простой карандаш, ручка, маркер, уголь. Задания
выполняются линиями разной формы и толщины, применяются тоновые и
цветные точки и пятна.
Раздел 2. Графика как вид изобразительного искусства - 12 часов.
Теория: выразительные средства графики. Линия, точка, штрих, пятно,
светотень.
Практика: рисование гелиевой ручкой, фломастером и карандашом
стилизованных декоративных объектов (ваза, бутыль, букет, вид из окна,
объемные геометрические формы и т.д.)
Раздел 3. Художник и фантазия - 26 часов.
Теория: нетрадиционные техники рисования.
Практика - 20 часов. Выполнение работ в нетрадиционных техниках:
Монотипия - на гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска,
пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком
или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к
поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Граттаж - картон покрывается толстым слоем воска или разноцветной
масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на
поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым
предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне
появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Набрызг – на зубную щётку или кисть из щетины наносят краску, и
движением «от себя» брызгают лист бумаги. Предварительно на него
накладывают один или несколько вырезанных из бумаги силуэтов предметов –
животных, растений, и т.д.
Паспарту – рамка из плотной бумаги произвольной формы (рыбка,
цветок), которая накладывается на лист бумаги, полностью покрытый краской
разных цветов (пятнами, полосами).
Зентангл - техника абстрактного медитативного рисунка с
использованием повторяющихся элементов-танглов.
Так же используются техники точечного рисования (например, ватными
палочками), пальцами, губкой, мятой бумагой и др.
6 часов – фантазийное рисование: нетрадиционные техники применяются
комплексно, несколько на одном рисунке.
Раздел 4. Холодная и теплая цветовая гамма - 12 часов.
7

Теория: изучаем цветовой круг, холодные и теплые цвета.
Практика: учимся работать с палитрой, делать растяжку и размывку
сначала в упражнениях, затем – в простых рисунках. Для обучения растяжке и
размывке используются двух-трех-плановые пейзажи и натюрморты, а так же
изображения животных.
Раздел 5. Цвет и оттенок. Смешиваем краски - 8 часов.
Теория: цвета при смешивании образуют новые оттенки.
Практика: выполнение простых статичных пейзажей. Учимся избегать
«чистых» цветов, использовать для изображения и коррекции смесь хотя бы из
двух цветов, и более. Пейзаж осенней тематики – теплые оттенки, зимние
пейзажи – холодные цвета и оттенки. Весна и лето – в зависимости от
освещения и времени суток, тоже изображаются в холодных или теплых тонах.

№
п/п

Учебный план
II год обучения, 72 часа
Теория

Количество часов
Практика
Всего

1. Раздел 1 «Язык изобразительного искусства» - 32 часа
1.1
Вводное занятие
2
0
2

Таблица _
Форма
контроля,
аттестации
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Черное и белое – 2
8
10
основа
языка
графики
1.4
Цвет – основа 2
Наблюдение,
8
10
языка живописи
анализ результата
1.5
Смешанные
Наблюдение,
2
8
10
техники
анализ результата
2. Раздел 2 «Изобразительное искусство и мир природы» - 40 часов
Пейзаж
2.1
Наблюдение,
2
8
10
анализ результата
Анималистика
2.2
Наблюдение,
2
8
10
анализ результата
Анималистический 2
2.3
Наблюдение,
8
10
объект в пейзаже
анализ результата
1.3

72

Итого:

Содержание учебного плана
2 год обучения
Раздел 1. «Язык изобразительного искусства» - 32 часа
Вводное занятие включает в себя беседу о технике безопасности, а так
же о рабочем месте и инструментах художника. Происходит знакомство с
основными видами изобразительного искусства и способами передачи
8

изображения. Учащиеся выполняют рисунок-тест на выбранную тему в
свободной технике.
Теоретические сведения: Знакомство с линией, тоном и штрихом.
История графики, виды графики, техника изображения графическими
средствами. Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые
и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета. Фоновые цвета,
воздушная перспектива.
Практические задания: начальные работы техники линии, тушевки,
определенной манеры рисунка. Начальные работы графики с использованием
различных линий и пятна (силуэта). Техники «Зентангл» и «Дудлинг».
выполнение упражнений по сливанию красок
-лессировка
-выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по – сырому»
-постепенный переход от теплых цветов к холодным
-переход от теплого оттенка к холодному внутри одного цвета
-выполнение упражнения теплые и холодные цвета
-выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти.
-выполнение работ «по – сырому»;
-выполнение изображений животных и птиц по сухому.
Раздел 2. «Изобразительное искусство и мир природы» - 40 часов
Теоретические сведения: Знакомство с различными видами пейзажа, с
этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и
многоплановостью. Знакомство с основными разделами анималистики,
изучение строения и техники рисования животных. углубление знаний о
природе родного края.
Практические задания: Выполнение работ отдельных элементов
пейзажа – воды, неба, деревьев; Выполнение работ по циклу «Времена года».
Выполнение изображений животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих.
Выполнение изображений животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих
на фоне их среды обитания.

Учебный план
III год обучения, 144 часа

№
п/п

1.1
1.2
1.3
1.4

Теория

Количество часов
Практика
Всего

1. Раздел 1 «Акварель» - 20 часов
Вводное занятие
2
0
Техника «по
сухому»
Техника «по
сырому»
Смешанные
техники

2

2

4

6

2

4

6

0

6

6
9

Таблица _
Форма
контроля,
аттестации
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

2.1
2.2

2. Раздел 2 «Работа с деревом» - 20 часов
Выжигание
2
8
Роспись

2

8

10
10

3. Раздел 3 «Цвет – основа языка живописи» - 30 часов
3.1
Работа с цветами 4
16
20
спектра,
лессировка
3.2
Приемы работы 2
8
10
кистью
4. Раздел 4 «Гуашь» - 16 часов
4.1
Городской
2
14
16
пейзаж, городской
ландшафт
5. Раздел 5 «Пастельная графика» - 20 часов
5.1
Предметные
1
5
6
изображения
5.2
Анималистика
1
7
8
5.3

Пейзаж

1

5

6

6. Раздел 6 «Роспись по стеклу и керамике» - 20 часов
6.1
Предметные
1
5
6
изображения
6.2
Анималистика
1
7
8
6.3

Пейзаж

1

5

6

5

6

5

6

1

5

6

27

117

144

7. Раздел 7 «Батик» - 18 часов
Предметные
1
изображения
7.2
Анималистика
1
7.1

7.3

Пейзаж

Итого:

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Содержание учебного плана
3 год обучения
Раздел 1. «Акварель» - 20 часов
Вводное занятие включает в себя беседу о технике безопасности, а так
же о рабочем месте и инструментах художника. Происходит знакомство с
основными видами изобразительного искусства и способами передачи
изображения. Учащиеся выполняют рисунок-тест на выбранную тему в
свободной технике.
Теоретические сведения: основные свойства акварели и техники работы
с ней. Изучение поведения акварели на мокрой бумаге и техники работы с ней.
10

Практические задания: Рисование акварелью на сухом листе бумаги
предметов простых форм и фонов. Рисование акварелью на мокром листе
бумаги предметов простых форм и фонов. Рисование акварелью различных
природных зон России с применением нескольких техник.
Раздел 2. «Работа с деревом» - 20 часов
Теоретические сведения: понятие и основные сведения о способах
выжигания (пирографии): открытым пламенем, увеличительным стеклом,
кислотой и т.д. История, техники и способы росписи.
Практические задания: декоративная графика – украшение интерьера,
пространства, элементов изделия. Декорирование плоских и объемных
деревянных предметов. Выполнение работ в различных техниках росписи.
Раздел 3. «Цвет – основа языка живописи» - 30 часов
Теоретические сведения: цвета спектра, основные и составные цвета,
цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.
виды кистей, материал кистей, взаимосвязь материала кисти и изображения.
Практические задания: выполнение упражнений по сливанию красок:
-лессировка
-постепенный переход от теплых цветов к холодным
-переход от теплого оттенка к холодному внутри одного цвета
выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти.
Раздел 4. «Гуашь» - 16 часов.
Теоретические сведения: основные свойства гуаши и техники работы с
ней.
Практические задания: изображения городского пейзажа и городского
ландшафта.
Раздел 5. «Пастельная графика» - 20 часов.
Теоретические сведения: основные правила, этапы и особенности
работы с пастелью. Особенности пастельной техники.
Практические задания: изображение предметов быта в технике
пастельной графики. Изображение животных и пейзажей.
Раздел 6. «Роспись по стеклу и керамике» - 20 часов.
Теоретические сведения: основные правила, этапы и особенности
работы по стеклянной поверхности, техники витражной росписи. Изучение
стилизованных изображений животных.
Практические задания: изображение предметов простой формы на
стеклянной поверхности. Изображение стилизованных животных на предметах
быта из стека, роспись стакана или тарелки. Выполнение стилизованного
пейзажа в технике витража.
Раздел 7. «Батик» - 18 часов.
Теоретические сведения: знакомство с особенностями и приемами
батика. Основные правила и этапы. Особенности работы на мокрой ткани.
Практические задания: отработка приемов росписи, изображение
животных на ткани с использованием контура, изображение пейзажей.
11

Учебный план
IV год обучения, 144 часа

№
п/п

Теория

1.1

1. Раздел 1 «Театр» - 16 часов
Вводное занятие
1

Количество часов
Практика
Всего

1

2

1.2

Маскарад

1

9

10

1.3

Фантазийные
шляпки

1

3

4

Таблица _
Форма
контроля,
аттестации
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

1.4
2.1

2. Раздел 2 «Мы – за спорт» - 34 часа
Лыжный спорт
1
9

10

2.2

Парусный спорт

1

5

6

2.3

Молодежный спорт

1

17

18

3. Раздел 3 «Каждый народ - художник» - 38 часов
3.1
Африканская
1
7
живопись
3.2
Египетский
1
9
рисунок
3.3
Японская
2
18
живопись
4. Раздел 4 «Кубизм» - 18 часов
4.1
Пейзаж
2
4

8
10
20
6

4.2

Анималистика

1

5

6

4.3

Натюрморт

1

5

6

5.1
5.2

5. Раздел 5 «Родина моя» - 38 часов
Природа России
2
18
Водная стихия

Итого:

20

2

16

18

18

126

144

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Содержание учебного плана
4 год обучения
Раздел 1. «Театр» - 16 часов
Вводное занятие включает в себя беседу о технике безопасности, а так
же о рабочем месте и инструментах художника. Происходит знакомство с
12

основными видами изобразительного искусства и способами передачи
изображения. Учащиеся выполняют рисунок-тест на выбранную тему в
свободной технике.
Теоретические сведения: знакомство с художественными элементами
театрального творчества. Разработка предметного дизайна авторского
головного убора.
Практические задания: разработка театральной маски, выполнение в
свободной технике. Выполнение рисунков шляп оригинального дизайна.
Раздел 2. «Мы – за спорт» - 34 часа
Теоретические сведения: приобщение к культуре спорта, формирование
интереса к спортивным видам деятельности и здоровому образу жизни.
Формирование интереса к водным видам спорта. Знакомство с летними видами
спорта.
Практические задания: выполнение работ на тему лыжного спорта
гуашью и акварелью с использованием графических приемов. Выполнение
работ на тему водных видов спорта в свободной технике. Выполнение работ на
спортивную тематику – ролики, теннис, дайвинг и т.д.
Раздел 3. «Каждый народ - художник» - 38 часов
Теоретические сведения: знакомство с творчеством разных народов
приобщение учащихся к мировой культуре. Знакомство с культурой и
мифологией Древнего Египта. Изучение японской культуры и живописи.
Практические задания: выполнение работ в технике Тингатинга,
выполнение рисунков с элементами египетской мифологии и изображение
памятников архитектуры Древнего Египта. Выполнение работ по мотивам
японских художников. Основы рисование тушью.
Раздел 4. «Кубизм» - 18 часов
Теоретические сведения: знакомство с необычным направление в
живописи – кубизмом, техникой коллажа, с основными представителями
данного направления и с их творчеством.
Практические задания: выполнение пейзажа в направлении кубизм,
свободный выбор материала. Выполнение рисунков различных животных в
стиле кубизма.
Раздел 6. «Родина моя» - 38 часов
Теоретические сведения: знакомство с техниками пейзажа в
зависимости от используемых красок и вида поверхности.
Практические задания: выполнение пейзажей различного направления
и стиля (пастель, гуашь, акварель) на разных поверхностях (бумага, ткань,
дерево). Выполнение водных пейзажей.

13

2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Палитра»
группа №2
1 год обучения
№
Дата
п/п

Тема занятия

КолВремя
во
проведения
часов
занятия

1

06.09

Вводное занятие

2

13.00-14.30

2

13.09

Виды линий.
Пластика линий

2

13.00-14.30

3

20.09

Взаимодействие
линии и пятна

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

Рисование
гелиевой ручкой
и маркером
Рисование
гелиевой ручкой
и маркером
Рисование
гелиевой ручкой
и маркером
Рисование
гелиевой ручкой
и маркером

4

27.09

5

04.10

6

11.10

7

18.10

8

25.10

Рисование
карандашом

2

13.00-14.30

9

01.11

Рисование
карандашом

2

13.00-14.30

10 08.11

Монотипия

2

13.00-14.30

11 15.11

Граттаж

2

13.00-14.30

12 22.11

Граттаж

2

13.00-14.30

14

Форма
занятия
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Таблица _

Место
проведения

Форма
контроля

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

13 29.11

Набрызг

2

13.00-14.30

14 06.12

Паспарту

2

13.00-14.30

15 13.12

Пойнтилизм

2

13.00-14.30

16 20.12

Штампинг

2

13.00-14.30

17 27.12

Рисование
пузырями

2

13.00-14.30

18 10.01

Рисование
трубочкой

2

13.00-14.30

19 17.01

Рисование
плёнкой

2

13.00-14.30

20 24.01

Фантазийное
рисование

2

13.00-14.30

21 31.01

Фантазийное
рисование

2

13.00-14.30

22 07.02

Фантазийное
рисование

2

13.00-14.30

23 14.02

Цветовой круг

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

24 21.02

25 28.02

26 06.03

27 13.03

Упражнения по
растяжке и
размывке
Упражнения по
выполнению
градиента
Акварельный
пейзаж
(теплый)
Акварельный
пейзаж
(холодный)

15

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

28 20.03

Акварельный
пейзаж

2

13.00-14.30

29 27.03

Пейзаж гуашью

2

13.00-14.30

30 03.04

Божьи коровки

2

13.00-14.30

31 10.04

Зима на
крафтовой
бумаге

2

13.00-14.30

2

13.00-14.30

32 17.04 Васильковый луг

33 24.04

Маки

2

13.00-14.30

34 08.05

Ромашки

2

13.00-14.30

35 15.05

Лодочка в
рассвете

2

13.00-14.30

36 22.05

Ночь

2

13.00-14.30

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Календарный учебный график
«Палитра»
группа №1
3 год обучения
№
Дата
п/п

Тема занятия

КолВремя
во
проведения
часов
занятия

1

06.09

Вводное занятие

2

15.00-16.40

2

07.09

Воздушные
шары

2

15.00-16.40

3

13.09

Ваза с цветами

2

15.00-16.40

16

Форма
занятия
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

Таблица _

Место
проведения

Форма
контроля

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

4

14.09

Фруктовоягодное ассорти

2

15.00-16.40

5

20.09

Сети

2

15.00-16.40

6

21.09

Космос

2

15.00-16.40

7

27.09

Закат

2

15.00-16.40

8

28.09

Бабочка

2

15.00-16.40

9

04.10

Роза

2

15.00-16.40

10 05.10

Лесная опушка

2

15.00-16.40

11 11.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

12 12.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

13 18.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

14 19.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

15 25.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

16 26.10 Дерево на радуге

2

15.00-16.40

17 01.11 Дерево на радуге

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

18 02.11

Подсолнушки

17

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

19 08.11

Подсолнушки

2

15.00-16.40

20 09.11

Подсолнушки

2

15.00-16.40

21 15.11

Работа с цветами
спектра,
лессировка

2

15.00-16.40

22 16.11

Листья в теплых
тонах

2

15.00-16.40

23 22.11

Букет

2

15.00-16.40

24 23.11

Щенок

2

15.00-16.40

25 29.11

Сова

2

15.00-16.40

26 30.11

Лес

2

15.00-16.40

27 06.12

Котенок

2

15.00-16.40

28 07.12

Рыбка

2

15.00-16.40

29 13.12

Попугай

2

15.00-16.40

30 14.12

Жираф

2

15.00-16.40

31 20.12

Шарики

2

15.00-16.40

32 21.12

Бутылки

2

15.00-16.40

33 27.12

Льдинкиснежинки

2

15.00-16.40

18

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

34 28.12

Листья

2

15.00-16.40

35 10.01

Одуванчики

2

15.00-16.40

36 11.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

37 17.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

38 18.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

39 24.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

40 25.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

41 31.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

42 01.02

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

43 07.02

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

44 08.02

Пасхальная
корзинка

2

15.00-16.40

45 14.02

Чайник

2

15.00-16.40

46 15.02

Подоконник

2

15.00-16.40

47 21.02

Божья коровка

2

15.00-16.40

48 22.02

Совушка

2

15.00-16.40

19

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

49 28.02

Рыбка

2

15.00-16.40

50 29.02

Котик

2

15.00-16.40

51 06.03

Пальмы

2

15.00-16.40

52 07.03

Подсолнухи

2

15.00-16.40

53 13.03

Тюльпаны

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

54 14.03

55 20.03

56 21.03

Радуга и
воздушные
шары
Радуга и
воздушные
шары
Радуга и
воздушные
шары

57 27.03

Лисичка

2

15.00-16.40

58 28.03

Лисичка

2

15.00-16.40

59 03.04

Фламинго

2

15.00-16.40

60 04.04

Фламинго

2

15.00-16.40

61 10.04

Цветы

2

15.00-16.40

62 11.04

Закат

2

15.00-16.40

63 17.04

Море

2

15.00-16.40

20

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

64 18.04

Кукла

2

15.00-16.40

65 24.04

Мяч

2

15.00-16.40

66 25.04

Фонарь

2

15.00-16.40

67 02.05

Рыбка

2

15.00-16.40

68 08.05

Рыбка

2

15.00-16.40

69 15.05

Котик

2

15.00-16.40

70 16.05

Под водой

2

15.00-16.40

71 22.05

Рассвет

2

15.00-16.40

72 23.05

Ветка

2

15.00-16.40

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Календарный учебный график
«Палитра»
группа №4
3 год обучения
№
Дата
п/п

Тема занятия

КолВремя
во
проведения
часов
занятия

1

01.09

Вводное занятие

2

15.00-16.40

2

07.09

Воздушные
шары

2

15.00-16.40

3

08.09

Ваза с цветами

2

15.00-16.40

21

Форма
занятия
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

Таблица _

Место
проведения

Форма
контроля

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

4

14.09

Фруктовоягодное ассорти

2

15.00-16.40

5

15.09

Сети

2

15.00-16.40

6

21.09

Космос

2

15.00-16.40

7

22.09

Закат

2

15.00-16.40

8

28.09

Бабочка

2

15.00-16.40

9

29.09

Роза

2

15.00-16.40

10 05.10

Лесная опушка

2

15.00-16.40

11 06.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

12 12.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

13 13.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

14 19.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

15 20.10

Грибные
истории

2

15.00-16.40

16 26.10 Дерево на радуге

2

15.00-16.40

17 27.10 Дерево на радуге

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

18 02.11

Подсолнушки

22

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

19 03.11

Подсолнушки

2

15.00-16.40

20 09.11

Подсолнушки

2

15.00-16.40

21 10.11

Работа с цветами
спектра,
лессировка

2

15.00-16.40

22 16.11

Листья в теплых
тонах

2

15.00-16.40

23 17.11

Букет

2

15.00-16.40

24 23.11

Щенок

2

15.00-16.40

25 24.11

Сова

2

15.00-16.40

26 30.11

Лес

2

15.00-16.40

27 01.12

Котенок

2

15.00-16.40

28 07.12

Рыбка

2

15.00-16.40

29 08.12

Попугай

2

15.00-16.40

30 14.12

Жираф

2

15.00-16.40

31 15.12

Шарики

2

15.00-16.40

32 21.12

Бутылки

2

15.00-16.40

33 22.12

Льдинкиснежинки

2

15.00-16.40

23

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

34 28.12

Листья

2

15.00-16.40

35 29.12

Одуванчики

2

15.00-16.40

36 11.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

37 12.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

38 18.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

39 19.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

40 25.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

41 26.01

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

42 01.02

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

43 02.02

Городской
пейзаж

2

15.00-16.40

44 08.02

Пасхальная
корзинка

2

15.00-16.40

45 09.02

Чайник

2

15.00-16.40

46 15.02

Подоконник

2

15.00-16.40

47 16.02

Божья коровка

2

15.00-16.40

48 22.02

Совушка

2

15.00-16.40

24

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

49 29.02

Рыбка

2

15.00-16.40

50 01.03

Котик

2

15.00-16.40

51 07.03

Пальмы

2

15.00-16.40

52 14.03

Подсолнухи

2

15.00-16.40

53 15.03

Тюльпаны

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

2

15.00-16.40

54 21.03

55 22.03

56 28.03

Радуга и
воздушные
шары
Радуга и
воздушные
шары
Радуга и
воздушные
шары

57 29.03

Лисичка

2

15.00-16.40

58 04.04

Лисичка

2

15.00-16.40

59 05.04

Фламинго

2

15.00-16.40

60 11.04

Фламинго

2

15.00-16.40

61 12.04

Цветы

2

15.00-16.40

62 18.04

Закат

2

15.00-16.40

63 19.04

Море

2

15.00-16.40

25

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

64 25.04

Кукла

2

15.00-16.40

65 26.04

Мяч

2

15.00-16.40

66 02.05

Фонарь

2

15.00-16.40

67 03.05

Рыбка

2

15.00-16.40

68 16.05

Рыбка

2

15.00-16.40

69 17.05

Котик

2

15.00-16.40

70 23.05

Под водой

2

15.00-16.40

71 24.05

Рассвет

2

15.00-16.40

72 30.05

Ветка

2

15.00-16.40

II.

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

ДДТ

выставка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-15
человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся;
шкафы и стеллажи для материалов и инструментов;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: иллюстрации и образцы, справочная
литература, наглядный материал, методическая литература.
Материально-техническое оснащение
Методические материалы:
26

В программе используются следующие методические материалы: иллюстрации
художников и образцы рисунков
Методики и технологии:
В программе используются следующие методики и технологии:
Наглядный метод, словесный метод, и от общего к деталям
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время занятий обучающиеся сравнивают, визуализируют или представляют
и переносят на бумагу или иную поверхность необходимые изображения
Каждому учащемуся для занятий необходимы материалы:
- простой карандаш М, 2М, 4М;
- ластик;
- мелки меловые;
- мелки восковые;
- мелки пастельные;
- бумага акварельная А4, А3;
- бумага пастельная А4, А3;
- альбом;
- бумага офисная;
- калька;
- акварель 12 цветов;
- гуашь 12 цветов;
- акрил 12 цветов;
- тушь;
- кисти круглые синтетические №1-№5;
- кисти плоские синтетические №5-№10;
- кисть плоская щетинная №5;
- кисти пони (белка, колонок) №1-№5;
- прямоугольники и круги из фанеры, размер произвольный (до А3)
- стакан для воды;
- тряпочка для удаления лишней влаги с кисти;
- палитра;
- влажные салфетки для гигиены рук.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
3.2Формы контроля и аттестации
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов:
творческая работа, конкурс, отчетные выставки,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств:
27

наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля:
В начале обучения проводится входная диагностика в форме рисования в
свободной технике на предложенную тему
3.3Планируемые результаты
Предметные результаты:
Сформировано умение построения композиции и подбора цветового
решения
Сформированы знания по применению различных техник изображения
Метапредметные результаты:
Сформировано умение работать с иллюстрациями и натурой
Личностные результаты:
Обучающийся проявляет творческий подход к изображению объектов

28

III.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические материалы:
В программе используются следующие методические материалы: иллюстрации
художников и образцы рисунков
Методики и технологии:
В программе используются следующие методики и технологии:
Наглядный метод, словесный метод, и от общего к деталям
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время занятий обучающиеся сравнивают, визуализируют или представляют
и переносят на бумагу или иную поверхность необходимые изображения
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов, М. ШИЗО: Шуточное Изобразительное Искусство / М. Богданов,
В. Терлецкий. - М.: Эксмо, 2018. - 127 c.
2. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное
искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета
Музыки, 2015. - 456 c.
3. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное
искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета
Музыки, 2016. - 456 c.
4. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник.
2 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. 64 c.
5. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 2 кл:
Учебник / О.А. Куревина. - М.: Баласс, 2013. - 64 c.
6. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 3 кл.:
7. Ломов, С.П. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов. - М.: Дрофа, 2017. - 61 c.
8. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; Под ред.
Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2013. - 175 c.
9. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы: развернутое тематическое
планирование по программе Б.М. Неменского. Авт.-сост. О.Я. Воробьева,
Волгоград: Учитель, 2010
10. Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.:
Мозаика-Синтез, 2014. - 686 c.
11. Лыкова, И. А. Мои птички. Рисование / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир,
2014. - 744 c. Полунина, В. Н.
12. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с
народным искусством / В.Н. Полунина. - М.: Всесоюзный научно-методический
центр народного творчества и культурно-просветительной работы
Министерства культуры СССР, 1989. - 144 c.
29

13. Популярные пособия для родителей и педагогов (комплект из 10 книг). - М.:
Академия Развития, ТОО "Гринго", Лайнер, 1995. - 610 c.
14. Русская история в картинах. Выпуск 11. Александр II. 1855–1881 гг. (набор
из 24 репродукций). - М.: Журнал "Воскресный день", Белый город, 2013. - 920

30

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Рабочая программа по воспитанию
1.Характеристика объединения «Палитра»
Деятельность объединения «Палитра» имеет художественную
направленность. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7
до 17 лет. Форма работы – индивидуально-групповая.
2.Цели, задачи и результат воспитательной работы
Цели: Создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию и саморазвитию в социуме.
Задачи:
- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным
отношением к себе, способного выбрать и реализовать собственный
взгляд на мир;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности: фестивали, конкурсы, ,
открытые мероприятия;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накопленный опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе обучения;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результаты воспитания:
- прививать
умения и навыки самоорганизации, сформировать
ответственность за себя и других;
- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, своего
народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные
символы;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование сознательного отношения к труду, к природе, к своему
поселку.
3. Формы и содержание деятельности
Программа по воспитанию рассчитана на детей 7-17-летнего
возраста. Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка,
направлена на формирование его творческого потенциала, на
становление
личности,
способной
художественно
осмыслить
окружающий мир и явления жизни в искусстве. В воспитании детей
школьного возраста приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения социально значимых знаний - норм и традиций
общества, в котором мы живем.
31

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
-становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
-социализация и духовно-нравственное развитие личности;
-бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным
традициям;
-воспитание у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
-развитие социального партнерства в воспитательной деятельности
образовательной организации.
Календарный план воспитательной работы объединения «Палитра» на
2023-2024 учебный год
№ Название
п/п мероприятия
1
День матери.
Поздравление мам
(беседа).

2

3

Рождественские
встречи,(беседа).
Мероприятия,
посвященные
освобождению
поселка Орловского
от немецкофашистских
захватчиков
(беседа).
День защитника
Отечества, участие
в выставке, беседа.

Номер Сроки
группы
ноябрь

январь

Место
Примечания
проведения
ДДТ
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
ДДТ
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

февраль ДДТ

32

Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

4

Международный
женский день,
участие в выставке.

март

ДДТ

5

День победы в ВОВ,
участие в выставке.

май

ДДТ

Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное
воспитание
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

4.Работа с родителями.
Цель: Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся. Повышение качества образования за счет совместной
деятельности «педагог-родитель-обучающийся».
№

Мероприятие

1

Индивидуальные беседы

2

День Матери

3

Индивидуальные беседы
по теме «ЗОЖ»

4

Ознакомление с
Федеральным законом об
основах системы

Задачи
Взаимодействия и
установление контакта
родителей и педагога
Укрепление
взаимоотношений в
семье, повышение
роли матери
Пропаганда здорового
образа жизни.
Привлечение
внимания семьи к
вопросам
оздоровления детей в
домашних условиях
Дать общие сведения о
федеральном законе

33

Форма
проведения
Беседы

Дата

Беседа

В
течение
года
Ноябрь

Беседа

Декабрь

Беседа.

В
течение
года

5

профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
Итоговое родительское
собрание: «Как
повзрослели и чему
научились наши дети за
этот год».

Демонстрация
сформированных
умений и навыков,
знаний детей, развитие
взаимодействия детей,
родителей и педагога.

34

Беседа

Май

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».