Методические рекомендации к конкурсу Сердце отдаю детям

Разработала
методист МБУ ДО Орловского
ДДТ Денисова Н.Н.

Методические рекомендации по подготовке к выполнению конкурсных
заданий Всероссийского конкурса педагогов дополнительного
образования «Сердце отдаю детям»
«Мое педагогическое кредо»
Это задание одновременно и простое, и сложное. Простое потому, что представляет
собой рассказ конкурсанта о самом знакомом ему предмете – о самом себе. Сложное
потому, что за ограниченный промежуток времени (всего 10 минут) надо раскрыть свой
личностно-профессиональный
образ,
изложить
сое
педагогическое
кредо.
Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных
приоритетов конкурсанта, с другой – представить его профессиональный портрет.
Практические советы
1. Конкурсанту рекомендуется обратить внимание на цель и условия выполнения
конкурсного задания, саму форму представления себя как профессионала и своей работы.
2. Конкурсанту необходимо определить, что представлять (содержание
самопрезентации) и как представлять (форму подачи). Целесообразно написать сценарий
выступления и прорепетировать его перед зеркалом (на время).
3.Основная часть самопрезентации – изложение (показ) педагогических идей,
взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в
своей работе с детьми. При выполнении этого задания целесообразно отразить
следующее:
-кем является конкурсант, его базовое образование, должность;
-опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания
образования;
- какова степень новизны в опыте работы;
- какова результативность его профессиональной деятельности;
- условия достижения результатов;
- жизненные приоритеты;
- отношение к детям, коллегам, профессии;
- перспективы и планы профессиональной деятельности.
4. Информационный блок желательно проиллюстрировать, подумав над его
оформлением. Это может быть выставочный материал: стенды с фотографиями,
рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей,
компьютерной презентации или театрализованного представления, с помощью которого
можно проявить разнообразие своих талантов
5. Подготовив свое выступление, попробуйте оценить его, ответив на следующие
вопросы: выдержаны ли рамки отведенного времени; все ли будет понятно слушателям, и
сможет ли ваш рассказ заинтересовать аудиторию и жюри; убедительны ли вы; правильно
ли расставлены смысловые и эмоциональные акценты; не содержит ли излагаемый
материал ошибок, неточностей; «играет» ли выставочный материал; не затмевают ли
игровые приемы содержательного аспекта рассказа о себе;
6. Важным фактором самопрезентации является педагогическая культура
конкурсанта: культура речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность
выступления.
При создании презентации в электронном виде «Визитная карточка» участника
заочного этапа Конкурса, рекомендуется показать Рабату детского объединения (в т.ч.
фрагмент занятия до 5 мин, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность,
разнообразие мира увлечений участника Конкурса). Общее время для «Визитной
карточки» - 10 минут.

Рекомендации по подготовке к представлению образовательной программы
Регламент – 15 мин, в том числе на представление программы – 10 и для ответов на
вопросы жюри 5 мин. За это время финалисту необходимо показать уровень своей
профессиональной компетентности.
При подготовке к защите образовательной программы необходимо продумать:
 ведущую идею программы;
аргументированное объяснение ее содержания;
 наглядные примеры, иллюстрирующие это содержание;
 ответы на предполагаемые вопросы членов жюри.
Свое выступление-защиту рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (манеру
выступления, четкость и логику изложения, время).
Другая не менее важная задача – постараться избежать одной из основных ошибок:
представления программы в виде чтения самой программы. Лучше о программе
рассказывать, приводя отдельные выдержки из нее.
Защиту образовательной программы следует рассматривать с точки зрения ее
уникальности, используя все необходимые аргументы для убеждения в этом жюри.
Рекомендуемый план представления
образовательной программы
1. Дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и
новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого следует кратко
проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности
своей. Если программа адаптированная или модифицированная, требуется обосновать
изменения, внесенные в нее конкурсантом.
2. Указать принципы построения образовательной программы.
3. Раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и
отражающие ожидаемые результаты обучающихся за период ее действия.
4. Дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную
группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки).
5. Обосновать подбор содержания материала и последовательность его изложения.
6. Охарактеризовать приемы и методы
7. Обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и их
эффективность в достижении поставленной цели.
8. Раскрыть способы определения образовательных результатов по данной
программе.
Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися данной
программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии
личности ребенка, т.е. возможность для самореализации обучающихся в условиях
свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение
стартового этапа развития воспитанника с промежуточным или итоговым.
9. Дать краткий комментарий к списку литературы, использованной при создании
программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять
широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность
тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.
Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по теме
«Введение в образовательную программу»
Занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования детей по аналогии с уроком в школе. Но в дополнительном
образовании, в отличие от школы, существенно меняются подходы в его организации.
Открытое занятие – центральная часть конкурсных испытаний для педагогов
дополнительного образования, требующая большого напряжения. Оно должно раскрывать
идеи программы, авторскую оригинальную методику. Важно, таким образом построить
открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать умение решать

на практике заявленные в программе задачи, продемонстрировать четкость структуры и
логическое соответствие содержания занятия идеям, высказанным на первых двух этапах
конкурса.
При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что: обычная
продолжительность занятия с обучающимися – 45 мин, тогда как для обучающихся
дошкольного и младшего школьного возраста – 35 мин.
Очень важно, чтобы открытое занятие оно было профессиональным и проблемным,
занятием взаимодействия и диалога, и чтобы после его проведения в душе каждого
ребенка осталось ощущение праздника творческого единения педагога с детьми, его
коллегами и членами жюри.
С учетом вышесказанного конкурсанту рекомендуется:
детально продумать – как его открытое занятие впишется в контекст представляемой
образовательной программы;
при построении занятия не забывать об особенностях дополнительного образования
детей и его отличии от школьного (базового).
Памятуя о том, что конкурсант проводит занятие с группой незнакомых ему детей,
важно не распылиться на множество проблем, понятий и вариантов.
Следует иметь в виду:
- залогом успеха открытого занятия является умение поставить цель, определить
задачи и подобрать нужные для их решения средства. Финалисту необходимы такие
качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на
их вопросы и ответы, не давая увести себя в сторону. Он должен быть одновременно
раскованным, сдержанным и спокойным, но при этом хорошо ориентироваться в реальной
ситуации;
- после того, как конкурсант составил план проведения открытого занятия и
отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, материалов,
наглядных пособий и технических средств обучения. Целесообразным будет
предварительно согласовать с организаторами финала Конкурса вопрос о материальнотехническом обеспечении занятия;
- при направлении документов необходимо высказать организаторам свои
пожелания по формированию группы детей (их возраст, уровень базовой подготовки, пол
и т.п.), что максимально приблизит конкурсанта к реальным условиям и облегчит ему
выполнение задания;
- на занятии должно быть как можно больше действия. При его проведении
необходимо отказаться от своего доминирующего положения. Правильнее организовать
деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие
развивающие методы ведения занятия. А чтобы оно не получилось скомканным,
рекомендуется выбрать эффективную форму его проведения. Важно, чтобы ожидаемый
результат соответствовал поставленной цели занятия;
-окончание занятия должно быть максимально продуманным и быть, с одной
стороны, завершенным, а с другой – показать перспективы будущей деятельности,
пробудив у детей желание и дальше заниматься в этом творческом объединении.
Импровизированный конкурс
На это конкурсное задание подбирается тема, связанная с образованием, ближайшей
юбилейной датой учреждения или организации, профессией педагога.
Участникам можно написать и озвучить философское эссе на предложенную тему,
поэтический этюд, юмористический рассказ в русле заданной проблематики; оформить
плакат и озвучить изображенное на нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду,
аппликацию. При этом желательно показать любовь к детям, профессии педагога, своей
конкретной специальности. Именно здесь раскрывается диапазон личности конкурсанта:
широта кругозора, способность к творчеству, чувство юмора. Тема объявляется
оргкомитетом непосредственно перед началом Конкурса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».