Разработано методистом МБУ ДО Орловского ДДТ Денисовой Н.Н. Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании. Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения: § стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся; § развивать творческие способности, мышление, память; § выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; § совершенствование учебных умений и навыков. Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям: 1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств. 2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение). 3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения: · традиционное обучение – осознаются правила, средства; · программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных); · проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов; · обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам; · развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения; · модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся). Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач. Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Классификация методов обучения. 1. Словесные, наглядные, практические. 2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский. Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие. При фронтальном обучении педагог управляет учебнопознавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей. При групповых формах обучения педагог управляет учебнопознавательной деятельностью группы обучающихся. В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки. Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью. Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога. Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научнотеоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.