Методы и формы обучения в дополненительном образовании

Разработано методистом
МБУ ДО Орловского ДДТ
Денисовой Н.Н.

Виды, методы и формы обучения
в дополнительном образовании.
Обучение –
это
целенаправленный
педагогический
процесс
организации
и
стимулирования
активной
учебно-воспитательной
деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и
навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и
нравственно-эстетических взглядов.
Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:
§ стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся;
§ развивать творческие способности, мышление, память;
§ выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры;
§ совершенствование учебных умений и навыков.
Все современные виды обучения могут быть классифицированы по
следующим основаниям:
1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия
обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это
обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на
выходе и входе технических средств.
2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение,
основой которого является проекция образа культуры в образовании и
формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного
обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе
(традиционное обучение).
3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:
· традиционное обучение – осознаются правила, средства;
· программированное обучение – осознание программ (линейных и
разветвленных);
· проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения
которой необходимо освоение средств, способов, приемов;
· обучение, основанное на теории поэтапного формирования
умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным
правилам;
· развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе
обучения;
· модульное обучение – осознание системы, модуля (логически
завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой
контролем знаний и умений учащихся).
Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации
учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных
дидактических задач.

Для решения каждой задачи используются определенные методы.
Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную,
или внутреннюю, сторону учебного процесса.
Классификация методов обучения.
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на
практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное
изложение; частично поисковый; исследовательский.
Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и
обучающихся в ходе получения ими знаний.
Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная,
экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.
При фронтальном
обучении педагог
управляет
учебнопознавательной деятельностью всего класса (группы, творческого
объединения), работающего над единой задачей.
При групповых формах обучения педагог управляет учебнопознавательной деятельностью группы обучающихся.
В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого
ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником;
возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.
Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея,
достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной,
научной, спортивной целью.
Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой
учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по
результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.
Практическое занятие - целенаправленная форма организации
педагогического процесса, направленная на углубление научнотеоретических знаний и овладение определенными методами работы, в
процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или
иных
учебных
действий
в
данной
сфере
науки.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных
дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и
навыков применения полученных знаний для решения практических задач
совместно с педагогом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».