Применение дистанционных технологий в дополнительном образовании Рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия художественной направленности Материально-технические требования: Персональный компьютер (ПК), или: ноутбук планшет с Веб камерой и возможностью выхода в интернет; Смартфон с наличием фотоаппарата (фотоаппарат); Видео техника (для съемки видео урока); Выход в интернет. Возможные формы взаимодействия с обучающимися: Взаимодействие с помощью электронной почты - организация общения педагога с семьей обучающихся и с самим обучающимся, где участники ведут переписку друг с другом в удобное для них время. Педагогами, на электронные адреса учащихся направляются информационные материалы, задания. Учащимися педагогу направляются фотоматериалы выполненных заданий. Как вариант, возможно организация единой электронной почты, которая заводится на группу и служит каналом связи между специалистами, родителями и учениками. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов (материалы, задания, рекомендации и прочее). Материалы размещенные на диске доступны для просмотра и скачивания. Взаимодействие с помощью организации группы в социальных сетях - организация общения педагога с обучающимися в установленное время. В данной форме общения ведется диалог между учителем и учениками непосредственно «здесь и сейчас». Данная форма удобна для организации обратной связи ученика с учителем, так как в диалоге можно провести и озвучить анализ выполненных заданий, таким образом обеспечить дух соревнования. WhatsApp. Индивидуальные занятия, возможно, организовать средствами WhatsApp, где обучение проводится в реальном времени в режиме офлайн. Данная система позволяет вести диалог, беседу с учащимися, проводить опрос, настроить видео изображение ученика/педагога, демонстрировать наглядный материал в цифровом формате, вести переписку. Виды дистанционных занятий: 1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки. 2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция. 3.Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ, WhatsApp. 4.Дистанционное тестирование и самооценка знаний. 5. Организация виртуальных выставок и концертов с демонстрацией фото и видео материала выполненных практических заданий. 6.Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Проведение занятий дополнительного образования детей технической направленности в дистанционном режиме Педагогу дополнительного образования необходимо перераспределить программный материал на этапы, т.е. время, отведённое на занятие разделить на чёткие временные отрезки. Правильно спланированное занятие должно содержать в каждом из этапов цель, которая должна сохранять активность учащихся во время обучения в дистанционном режиме, чтобы у них не пропал интерес обучаться в дистанте, поэтому учащиеся должны знать и понимать, что они должны прочно усвоить и что от них требуют. Учебный материал занятия педагогом может быть распределён следующим образом:на теоретическую часть должно быть отведено не более 15 минут (требования СанПиНа). Теоретическая часть может быть организована например, в форме веб-занятия. Для того, чтобы педагог имел возможность контролировать усвоение и понимание учебного материала обучающимися, в течение веб-занятия возможно организовать и провести обмен информацией посредством, например, chat; стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя; практическая часть может быть представлена проектной деятельностью, исследованиями, кейсами. В ходе проведения занятия в дистанционном режиме предусматривается обратная связь педагога с обучающимся по результатам выполненного задания. Результат своей деятельности, обучающийся может представить в виде фотографии, видеозаписи, которые может разместить в социальной сети, например «вконтакте» или с использованием менеседжеров в Viber, WhatsApp. Кроме этого возможно использование облачных технологий. В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях используется кейс-технология. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним) и отправляются по электронной почте. Для получения обучающимися необходимых консультаций используется также и «голосовая почта». Алгоритм разработки дистанционного занятия 1.Определение темы дистанционного занятия. 2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.). 3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности). 4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия. 5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов. 6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. 7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет). 8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников. 9. Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся: 1-х классов - 10 мин; 2-5-х классов - 15 мин; 6-7-х классов - 20 мин; 8-9-х классов - 25 мин; 10-11-х классов - 30 мин. Распределение времени урока (для он-лайн режима): ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут; работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут; выполнение индивидуальных заданий до 10 минут; обсуждение результатов занятия до10 минут. 10. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного урока. 11. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий. 12. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте. 13. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах. 14.Опытная эксплуатация занятия. 15.Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации. 16.Проведение занятия. 17.Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и педагога, осуществляющего дистанционное обучение. Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т. Алгоритм по разработке и проведению дистанционного занятия по социально-педагогической направленности Требования к преподавателю: 1. Задания которое формирует педагог – должны быть четкие и самые важные по тематике которая будет предоставляться обучаемому. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся: 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин. Распределение времени урока (для он-лайн режима): ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут; работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут; выполнение индивидуальных заданий до 10 минут; обсуждение результатов занятия до10 минут. 2. После изучению темы формируются оценочные задания в конце изучения темы: - это могут быть: тесты, рабочая тетрадь, практическое или творческое задание, коллажи, проектные работы , эссе и многое другое. 3. Когда ответ от обучающегося получен – то формируется оценка с рекомендательным характером (обязательно должна быть обратная связь педагога с ребенком и также с родителем – для этого используются различные месенджеры. Требования к обучаемому: 1. В точно поставленные временные рамки приступить к заданию. Сообщить педагогу о каких-либо трудностях. 2. Сделать задание в срок и отправить педагогу – получить оценку – обсудить ее. Требования к родителям: 1.Контролировать ребенка по времени(для своевременного обучения). 2.Проверять задания, которые отправил педагог (на понимание). 3.Участвовать в обратной связи при получении рекомендаций по оцениванию выполнения работы ребенка. Организация и содержание дистанционного занятия по физкультурноспортивной направленности в учреждениях дополнительного образования 1.Определение темы дистанционного занятия. 2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.). 3. Цель и задачи занятия (с учётом спортивной специализации учебной группы). 4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия. 5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов. 6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. 7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет) 8. Разработка, в соответствии с задачами занятия комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, а также контроль выполнения. 9. Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Часть занятия Дневник самостоятельных тренировок Количество Содержание Методические повторений и занятия рекомендации время Результат (наблюдения, самочувствие) Подготовительная Основная Заключительная При подготовке и проведению дистанционных занятий дополнительного образования можно использовать следующие виды дистанционных технологий 1. Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей. 2. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. 3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по мессенджерам. 4.Дистанционное тестирование и самооценка знаний. 5. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чатзанятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросыпроблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя. 7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. 8. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.