Современные методы в доп.образовании

Разработано методистом
МБУ ДО Орловского ДДТ
Денисовой Н.Н.

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для
развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу
необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с
целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого
вопроса. Определим понятия.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает
способ достижения цели, определенным образом упорядоченную
деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.
Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может
выступать как прием в составе другого метода.
Педагогическая технология - совокупность средств и методов
воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и
воспитания,
позволяющих
успешно
реализовывать
поставленные
образовательные
цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в
разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов
к их классификации.
По источникам и способам передачи информации:
 словесные
 наглядные
 практические
 информационно-коммуникативные
По характеру методов познавательной деятельности:
 методы
готовых
знаний
(словесно-догматический,
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
 исследовательские
методы
(проблемный,
поисковый,
эвристический)
По характеру деятельности обучающихся:
 активные
 пассивные
 творческие
В зависимости от характера дидактических задач:
 методы приобретения ЗУН
 методы повторения
 методы закрепления

 методы

контроля
 методы самостоятельной работы
Три основные группы методов обучения:
 методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
 методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
 методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности.
1 группа. Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности
По
По
логике
По
степени
По
степени
источнику
передачи
и самостоятельности управления учебной
передачи
и восприятия
мышления
работой
восприятия
информации
учебной
деятельности
Словесные
Индуктивные
Репродуктивны
Под
(от частного е
руководством
к общему)
преподавателя
Наглядные
Дедуктивные
ПроблемноСамостоятельна
(от общего к поисковые
я работа обучаемых
частному)
Практически
е
2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной
деятельности
Методы стимулирования
Методы
стимулирования
интереса к учению
ответственности и долга
Познавательных игр
Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий
Предъявления требований
Создание
эмоциональноПоощрения и наказания
нравственных ситуаций
Организационнодеятельностные игры
3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности
 наблюдение
 устный опрос
 письменный опрос
 письменная проверка знаний (контрольная работа)
 комбинированная проверка
 беседа

 анкетирование
 тестирование

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности
методических приемов. На этом основании порой методы определяют как
совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач
обучения, воспитания или развития.
Педагогический прием - это кратчайшая временная единица
образовательного процесса. Его структура едина со структурой
педагогического метода и является частью педагогического процесса.
Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения
промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и
обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую,
самостоятельную функцию в педагогическом процессе.
Критерии выбора методов и приемов обучения.
Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс
выбора оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит
к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное,
многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как
бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности
всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно
проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие
педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент
какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на
данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной
дидактической задачи.
В дидактике установлена следующая
закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован
преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном,
контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебновоспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем
за меньшее время.
При
выборе
и
сочетании
методов
обучения
необходимо
руководствоваться следующими критериями:
 Соответствие

методов принципам обучения.

 Соответствие

целям и задачам обучения.

 Соответствие

содержанию данной темы.

 Соответствие

учебным возможностям обучаемым: возрастным,
психологическим;
уровню
подготовленности
(образованности,
воспитанности и развития).
 Соответствие

имеющимся условиям и отведенному времени

обучения.
 Соответствие

возможностям вспомогательных средств обучения.

 Соответствие

возможностям самих преподавателей. Эти
возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем
настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными
качествами преподавателями.
Методы
и
приемы,
активно
используемые
педагогами
дополнительного образования:
 беседа
 дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
 игры
 ролевые игры (деловые)
 тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
 викторины
 системы последовательных заданий
 проекты
 демонстрация
 упражнение с объяснением и исправлением ошибок
 метод многократного повторения
 «делай как я»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».