Кисточка

; . r

;
;

E ' ; ; { !

' - " 2

MytII4I_U4nAJrbHOEBFOAXETHOEyTIPEXAEHI,IE
OpnOBCKWtrT
AOTIOJIHI4TEJIbHO|QQEPA3OBAHT4TT
AOM AETCKO|O TBOPqECTBA

YTBEPXAAIO

PexoueHAoBaHa
le.{arorl4qecKl4McoBeToM

,{npemop

r. llporoxor J\b
or 30.08.23

AAT
llpnras

OpnoncKoro
'/'_ AO
Pr6yxuHaA.B.

.2023r. Ns43

Afl OETTIEOEPA3OBATEJTbH
Afl
AOIIOJTHT4TEJTbH
oE III EPA3BIIBATOIq Afl, IIPOTPAMMA
xyAoInECTBEHHOft HATTPABJTEHHOC
TV
I

<>
Bospacr yqauluxcfl,:7 -17 Jrer
Cpox peaJrr43aLluu
nporpaMMbr-4 ro4a

Anrop cocraBlrreJrb:
YrpauncKafl Harams BarepbeBHa
IleAaror AoroJrHr.rreJrbHoroo6pasoBalalafl

u. Opnoncrufi
2023 r.

2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................Error! Bookmark not defined.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКError! Bookmark not
2.1 Учебный план .....................................................Error! Bookmark not defined.
2.2 Календарный учебный график...........................Error! Bookmark not defined.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................Error! Bookmark not defined.
3.1 Условия реализации программы .......................Error! Bookmark not defined.
3.2 Формы контроля и аттестации ...........................Error! Bookmark not defined.
3.3 Планируемые результаты ..................................Error! Bookmark not defined.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................Error! Bookmark not defined.
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Error! Bookmark not defined.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................Error! Bookmark not defined.
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................Error! Bookmark not defined.
Приложение 1 ...........................................................Error! Bookmark not defined.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. В настоящее время большой процент детей
школьного возраста относится к категории детей с ограниченными
возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии
здоровья. Такие дети нуждаются в специальном образовании, отвечающем их
особым образовательным потребностям.
Актуальность базируется:
 на анализе социальных проблем;
 на современных требованиях системы образования;
 на потенциале образовательного учреждения;
 на социальном заказе муниципального образования.
Отличительные особенности программы. Программа построена
таким образом, что применение новых методов и технологий, которые
развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с
красками, бумагой, различными инструментами, а не просто вынуждают
механически выполнять то, что предлагает педагог.
В программе выделено большое количество часов на изучение русских
народных промыслов.
Изучение русского декоративно-прикладного
искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к
национальной культуре, знанию традиций.
В программе заложено манипулирование с разнообразными по
качеству и свойствам материалами, использование процесса включает
размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками,
пластилином и так далее, а так же комбинирование разных материалов,
используя специальные изобразительные техники.
Новизна программы:
обусловлена направленностью на инклюзивное образование при реализации
ее содержания. Отличительной особенностью программы является то, что в
системе работы с детьми с ОВЗ используются методы арт-педагогики.
Цель программы – разностороннее комплексное развитие и
реабилитация детей с ограниченными возможностями, активизация
познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
обучающие:
- выразительно изображать предметы и явления через форму, цвет,
пространство и композицию;
- формировать умения использовать различные материалы при создании
изображения;
- отрабатывать практические навыки работы кистью;
развивающие:
- расширение представления об окружающем мире;
- развитие образного мышления, внимания фантазии, творческих
способностей, формирование эстетического и художественного вкуса;
3

- формирование мотивации к созданию творческого продукта;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала.
воспитательные:
- повышение эффективности социальной реабилитации; организация
культурного досуга детей с ограниченными возможностями;
коррекционно-педагогическое воздействие средствами технологий
изобразительного искусства.
Характеристика программы
Направленность - художественная
Тип - стартовый
Вид - модифицированная
Уровень освоения – разноуровневая.
Объем и срок освоения программы 432 часа, 3 года обучения
Режим занятий два раза в неделю по два часа.
Тип занятий комбинированные (теория и практика)
Форма обучения очная
Адресат программы Программа предназначена для обучения детей
(подростков) с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 7-17 лет,
которые имеют следующие особенности:
1. Низкий уровень развития восприятия, проявляющийся в ограниченном
количестве знаний об окружающем мире и в более долговременном процессе
приема и обработки поступающей информации;
2. Неполноценная сформированность пространственных представлений, а
также трудности с полноценным анализом формы, установлением
симметричности, тождественности частей конструируемых фигур. Трудности
с расположением конструкций на плоскости, с соединением ее в единое
целое.
3. Неустойчивость, рассеянность и низкий уровень переключаемости
внимания. По мнению исследователей, подобное обусловлено слабым
развитием интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, низким уровнем
развития чувства ответственности и интереса к учебе и недостаточным
уровнем развития навыков самоконтроля;
4. Ограниченный объем памяти. В данном случае преобладание имеют
кратковременная память над долговременной, механическая над логической,
наглядная над словесной;
5. Низкий уровень познавательной активности. Заторможенный темп
переработки информации;
6. Преобладание наглядно-действенного мышления. Низкий уровень
развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
7. Низкий уровень коммуникативной активности. В данном случае
проявляется снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с
взрослыми;

4

8. Недостаточная сформированность игровой деятельности. Выражается в
сюжетах игр, так как способы общения и сами игровые роли чаще всего
бедны и однообразны;
9. Низкий уровень развития речи подразумевает наличие либо нарушений
отдельных речевых функций, либо всех компонентов языковой системы;
10. Низкая работоспособность, повышенная истощаемость, которая
возникает в результате психомоторной расторможенности;
11. Низкий уровень произвольности поведения, расторможенность
влечений, учебной мотивации.
Наполняемость группы:
1 год обучения: 12-15 человек
2 год обучения: 10-12 человек
3 год обучения: 8-10 человек

5

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план 1 год обучения
Таблица _
Учебный план
№
п/п

Теория

Количество часов
Практика
Всего

1. Раздел 1 «Нетрадиционные техники рисования»
1.1
Вводное занятие
1
1
2

Форма
контроля,
аттестации
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

1.2

Кляксография

1

1

2

1.3

Выдувание из
трубочки
Рисование
набрызгом
Монотипия

1

1

2

1

1

2

1

1

2

На воске,
1
граттаж
1.7
Рисование
1
сыпучими
материалами
1.8
Отпечатки
1
листьями
1.9
Отпечаток
1
поролоновой
губкой
1.10 Рисование
1
ватными
палочками
1.11 Пластилиновая
1
живопись
1.12 Рисование
1
штампами
2. Раздел 2 «Графика»
2.1
Линия и штрих, 1
упражнения
2.2
Поэтапное
1
рисование
и
штриховка
предметов
2.3
Поэтапное
1
рисование
и
штриховка
животных
2.4
Поэтапное
1
рисование
и

3

4

1

2

1

2

1

2

1

2

Наблюдение,
анализ результата

1

2

1

2

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

1

2

7

8

9

10

Наблюдение,
анализ результата

9

10

Наблюдение,
анализ результата

1.4
1.5
1.6

6

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

штриховка
многоплановых
пейзажей
3. Раздел 3 «Пластилинография»
3.1
Выполнение
1
аппликаций
из
пластилина:
по
шаблону
3.2
Выполнение
1
аппликаций
из
пластилина:
фоновые
4. Раздел 4 «Краски»
4.1
Акварель
1
4.2
Гуашь
1
5. Раздел 5 «Смешанные техники»
5.1
Использование
1
нескольких
нетрадиционных
техник
одновременно в
одном рисунке
5.2
Выполнение
1
аппликаций
из
бумаги
и
рисование
акварелью
в
одном рисунке
5.3
Элементы
1
народной росписи
в рисунке
Итого:

23

11

12

13

14

13
15

14
16

11

12

11

12

7

8

121

144

2.2 Учебный план 2 год обучения
Таблица _
Учебный план
№
п/п

Теория

Количество часов
Практика
Всего

1. Раздел 1 «Композиционная деятельность»
1.1
Вводное занятие
1
1

2

1.2

Вид из окна

1

7

8

1.3

Мои друзья

1

7

8

1.4

Иллюстрация к

1

7

8
7

Форма
контроля,
аттестации
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,

литературному
произведению
2. Раздел 2 «Форма предмета, пропорции, конструкция»
2.1
Геометрические
1
9
10
формы
2.2
Природные
1
9
10
формы
2.3
Орнамент и узор
1
9
10
3. Раздел 3 «Восприятие цвета и передача цвета в живописи»
3.1
Основные
и 1
1
2
дополнительные
цвета
3.2
Упражнения
по 1
1
2
смешиванию
цветов
3.3
Звонкие и глухие 1
1
2
цвета,
упражнения
3.4
Теплые
и 1
1
2
холодные цвета,
упражнения
3.5
Упражнения
по 1
1
2
лессировке
3.6
Оттенки
и 1
1
2
полутона,
два
способа
получения,
упражнения
3.7
Нейтральные
1
1
2
цвета
3.8
Практические
1
11
12
работы
4. Раздел 4 «Декоративное творчество»
4.1
Декорирование
1
15
16
4.2

5.1
5.2
5.3

Стилизация

13

14

5. Раздел 5 «Тематическое рисование»
Водная тематика
1
9

10

Природная
тематика
Анималистическа
я тематика

Итого:

1

1

7

8

1

13

14

20

124

144

8

анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата
Наблюдение,
анализ результата

2.3 Учебный план 3 год обучения
Таблица _
Учебный план
№
п/п
1.
1.1
1.2

2.
2.1

3.
3.1

4.
4.1

5.
5.1
5.2

5.3

5.4

Форма
контроля,
аттестации
Раздел 1 «Смешанная техника: обрывная аппликация и акварель»
Вводное занятие
Наблюдение,
1
1
2
анализ результата
Изготовление
Наблюдение,
1
23
24
обрывных
анализ результата
аппликаций и
работа с фоном
Раздел 2 «Смешанная техника: объемная аппликация и акварель»
Изготовление
Наблюдение,
1
29
30
объемных
анализ результата
аппликаций
и
работа с фоном
Раздел 3 «Торцевание»
Изготовление
Наблюдение,
1
25
26
аппликаций
в
анализ результата
технике
торцевания
Раздел 4 «Декоративное рисование»
Рисование
с 1
Наблюдение,
29
30
использованием
анализ результата
нетрадиционных
и традиционных
техник
Раздел 5 «Тематическое рисование»
Рисование
на 1
Наблюдение,
7
8
тему экологии
анализ результата
Рисование
на 1
Наблюдение,
7
8
тему социальной
анализ результата
роли
Рисование
на 1
Наблюдение,
7
8
тему космических
анализ результата
исследований
Рисование
на 1
Наблюдение,
7
8
тему
семейных
анализ результата
ценностей
Теория

Итого:

9

Количество часов
Практика
Всего

135

144

2.4 Календарный учебный график
Таблица _
Календарный учебный график
группа №3
9

1 год обучения
№ Дата
п/п

Тема занятия

КолВремя
во проведения
часов
занятия
2
15.45-17.15

1

01.09

Вводное
занятие

2

02.09

Кляксография

2

10.00-11.30

3

08.09

Выдувание из
трубочки

2

15.45-17.15

4

09.09

Рисование
набрызгом

2

10.00-11.30

5

15.09

Монотипия

2

15.45-17.15

6

16.09

На воске,
граттаж

2

10.00-11.30

7

22.09

На воске,
граттаж

2

15.45-17.15

8

23.09

2

10.00-11.30

9

29.09

Рисование
сыпучими
материалами
Отпечатки
листьями

2

15.45-17.15

Отпечатки
поролоновой
губкой
Рисование
ватными
палочками
Пластилиновая
живопись

2

10.00-11.30

2

15.45-17.15

2

10.00-11.30

13 13.10

Рисование
штампами

2

15.45-17.15

14 14.10

Упражнения по
штриховке

2

10.00-11.30

15 20.10

Ваза

2

15.45-17.15

10 30.09

11 06.10

12 07.10

10

Форма
занятия
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Место
Форма
проведения контроля
ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

16 21.10

Яблоко

17 27.10 Параллелепипед

2

10.00-11.30

2

15.45-17.15

18 28.10

Графин

2

10.00-11.30

19 03.11

Совушка

2

15.45-17.15

20 04.11

Белочка

2

10.00-11.30

21 10.11

Котик

2

15.45-17.15

22 11.11

Собачка

2

10.00-11.30

23 17.11

Рыбка

2

15.45-17.15

24 18.11

Холмы

2

10.00-11.30

25 24.11

Холмы

2

15.45-17.15

26 25.11

Парусник

2

10.00-11.30

27 01.12

Парусник

2

15.45-17.15

28 02.12

Березовая роща

2

10.00-11.30

29 08.12

Улитка

2

15.45-17.15

30 09.12

Пингвин

2

10.00-11.30

31 15.12

Жираф

2

15.45-17.15

32 16.12

Тропическая
рыбка

2

10.00-11.30
11

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

работа
33 22.12

Павлин

2

15.45-17.15

34 23.12

Ежик

2

10.00-11.30

35 29.12

В деревне

2

15.45-17.15

36 30.12

На полянке

2

10.00-11.30

37 12.01

Морская
черепашка

2

15.45-17.15

38 13.01

Цирк

2

10.00-11.30

39 19.01

Цветут сады

2

15.45-17.15

2

10.00-11.30

40 20.01 Осенний пейзаж

41 26.01

Аквариум

2

15.45-17.15

42 27.01

Теплый фон

2

10.00-11.30

43 02.02

Холодный фон

2

15.45-17.15

44 03.02

Облака

2

10.00-11.30

45 09.02

Дерево

2

15.45-17.15

46 10.02

Травы в поле

2

10.00-11.30

47 16.02

Тюльпаны

2

15.45-17.15

48 17.02

Ромашки

2

10.00-11.30

12

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

49 01.03

Снегири

2

15.45-17.15

50 02.03

Одуванчики

2

10.00-11.30

51 15.03

Розовый
фламинго

2

15.45-17.15

52 16.03

Ночь

2

10.00-11.30

53 22.03

Подсолнух

2

15.45-17.15

54 23.03

Долька

2

10.00-11.30

55 29.03

Колесо
обозрения

2

15.45-17.15

56 30.03

Маяк

2

10.00-11.30

57 05.04

Снеговик

2

15.45-17.15

58 06.04

Бабочка

2

10.00-11.30

59 12.04

Нарцисс

2

15.45-17.15

60 13.04

Маки

2

10.00-11.30

61 19.04

Клубничка

2

15.45-17.15

62 20.04

Журавли

2

10.00-11.30

63 26.04

Ракета

2

15.45-17.15

2

10.00-11.30

2

15.45-17.15

64 27.04 Воздушный шар

65 03.05

Золотая рыбка

13

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

работа
66 04.05

Весна

2

10.00-11.30

67 11.05

Арбуз

2

10.00-11.30

68 17.05

Ваза с цветами

2

15.45-17.15

69 18.05

Салфетка для
Мальвины

2

10.00-11.30

70 24.05

Лошадка

2

15.45-17.15

71 25.05

Тарелочка

2

10.00-11.30

72 31.05

Тарелочка

2

15.45-17.15

III.

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

ДДТ

Выставка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-15
человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся;
шкафы и стеллажи для материалов и инструментов;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: иллюстрации и образцы,
справочная литература, наглядный материал, методическая литература.
Материально-техническое оснащение
В программе используются следующие методические материалы:
иллюстрации художников и образцы рисунков и поделок.
Методики и технологии:
В программе используются следующие методики и технологии:
Наглядный метод, словесный метод, и от общего к деталям
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время занятий обучающиеся сравнивают, визуализируют или
представляют и переносят на бумагу или иную поверхность необходимые
изображения
14

Каждому учащемуся для занятий необходимы материалы:
- простой карандаш М, 2М, 4М;
- ластик;
- альбом;
- цветной картон;
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей;
- акварель 12 цветов;
- гуашь 12 цветов;
- кисть плоская щетинная №5;
- кисти пони (белка, колонок) №1-№5;
- соль;
- ватные палочки;
- губки поролоновые;
- трубочки коктейльные;
- стакан для воды;
- тряпочка для удаления лишней влаги с кисти;
- палитра;
- влажные салфетки для гигиены рук.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
3.2Формы контроля и аттестации
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов:
творческая работа, конкурс, отчетные выставки,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств:
наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля:
В начале обучения проводится входная диагностика в форме рисования
в свободной технике на предложенную тему
3.3Планируемые результаты.
В качестве показателей результативности и
коррекционной работы может рассматриваться динамика:
15

эффективности

- индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных
программ;
- социализации в образовательное пространство общеобразовательного
учреждения.
Специфика младшего и среднего школьного возраста (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка
достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров:
- ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности — игре,
общении;
- ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
- способен проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- ребенок может выражать свои мысли и желания, использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- у ребенка развивается крупная и мелкая моторика;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.

16

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое сопровождение программы
Форма обучения – практическое учебное занятие с элементами теории.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества.
Приемы и методы обучения.
– объяснительно-иллюстративный;
– проблемный (сопровождается помощью в решении проблемы);
– поисковый.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
1. Общие методы воспитания:
– рассказ на этическую тему;
– пример;
– этическая беседа.
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
– поручение;
– упражнение;
– коллективная творческая деятельность.
3. Методы стимулирования:
– поощрение;
– одобрение;
– награждение.
Для успешного решения поставленных в программе педагогических
задач требуется:
1.Информационно-методическое сопровождение программы.
2.Внедрение в практику работу личностно ориентированного подхода.
3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы, по
развитию личности обучаемых.
4. Творческое отношение к образовательному процессу.
Дидактические материалы
- образцы (работы педагога или контрольные работы детей);
- иллюстративный материал (альбомы, репродукции, фотографии);
- инструкции по технике безопасности;

17

V.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002.-128 с.: ил.
2.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник
школьника.- Мн.: Харвест, 2004.- 736 с.
3.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М:
Изд-во Эксмо, 2002.-736 с.
4.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для
учителя/ Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др.-М.: Просвещение,
1991.-198 с., 8 л.: ил.
5.
Каменева Е.О. Какого цвета радуга. Научно-художественная
литература. Оформл. и подбор ил. Н.Мищенко. Переиз. М., «Дет. лит.»,
1974.-167 с., ил.
6.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002.-176 с., 16 с ил.: ил.
7.
Неменская Л.А. Каждый народ-художник: Учеб. для 4 кл./
Под.ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-144 с.: ил.
8.
Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей
школ, кружков/ В.А.Барадулин, Б.Н.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.: Под
ред. В.А.Барадулина.-М.: Просвещение, 1979.-320 с., ил., 16 л. ил.
9.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное
искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ.
Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития: Академия, К:
Академия Холдинг, 2001.-240 с.: ил.-(Мои первые уроки)
1.

18

VI.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Рабочая программа по воспитанию
1.Характеристика объединения «Кисточка»
Деятельность объединения «Кисточка» имеет художественную
направленность. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от
7 до 16 лет. Форма работы – индивидуально-групповая.
2.Цели, задачи и результат воспитательной работы
Цели: Создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной
на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию и саморазвитию в социуме.
Задачи:
- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным
отношением к себе, способного выбрать и реализовать собственный
взгляд на мир;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности: фестивали, конкурсы, ,
открытые мероприятия;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накопленный опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе обучения;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результаты воспитания:
- прививать умения и навыки самоорганизации, сформировать
ответственность за себя и других;
- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, своего
народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные
символы;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование сознательного отношения к труду, к природе, к
своему поселку.
3. Формы и содержание деятельности
Программа по воспитанию рассчитана на детей 7-16-летнего
возраста. Программа ориентирована на интересы и потребности
ребенка, направлена на формирование его творческого потенциала, на
становление личности, способной художественно осмыслить
окружающий мир и явления жизни в искусстве. В воспитании детей
школьного возраста приоритетом является создание благоприятных
19

условий для усвоения социально значимых знаний - норм и традиций
общества, в котором мы живем.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
-становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
-социализация и духовно-нравственное развитие личности;
-бережное отношение к живой природе, культурному наследию и
народным традициям;
-воспитание у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
-развитие социального партнерства в воспитательной деятельности
образовательной организации.
Календарный план воспитательной работы объединения «Кисточка»
на 2023-2024 учебный год
№ Название
п/п мероприятия
1
День матери.
Поздравление мам
(беседа).

Номер Сроки
группы
Группа ноябрь
№3

Рождественские
встречи,(беседа).
Мероприятия,
посвященные
освобождению
поселка
Орловского от
немецкофашистских
захватчиков
(беседа).
День защитника
Отечества, участие
в выставке, беседа.

Группа январь
№3

2

3

Место
Примечания
проведения
ДДТ
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание
ДДТ
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

Группа февраль ДДТ
№3

20

Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,

4

Международный
Группа март
женский день,
№3
участие в выставке.

ДДТ

5

День победы в
ВОВ, участие в
выставке.

ДДТ

Группа май
№3

гражданскопатриотическое
воспитание
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное
воспитание
Мероприятия
направлены на
художественноэстетическое,
духовнонравственное,
гражданскопатриотическое
воспитание

4.Работа с родителями.
Цель: Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся. Повышение качества образования за счет совместной
деятельности «педагог-родитель-обучающийся».
№

Мероприятие

Задачи

1

Индивидуальные беседы

2

День Матери

3

Индивидуальные беседы
по теме «ЗОЖ»

Взаимодействия и
установление
контакта родителей и
педагога
Укрепление
взаимоотношений в
семье, повышение
роли матери
Пропаганда
здорового образа
жизни. Привлечение
внимания семьи к
вопросам
оздоровления детей в
домашних условиях
21

Форма
проведения
Беседы

Дата
В
течение
года

Беседа

Ноябрь

Беседа

Декабрь

4

5

Ознакомление с
Федеральным законом
об основах системы
профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
Итоговое родительское
собрание: «Как
повзрослели и чему
научились наши дети за
этот год».

Дать общие сведения
о федеральном законе

Беседа.

В
течение
года

Демонстрация
сформированных
умений и навыков,
знаний детей,
развитие
взаимодействия
детей, родителей и
педагога.

Беседа

Май

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».