Акварельки

СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 2
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 2
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 4
1.3. Содержание программы............................................................................... 4
Учебный план ..................................................................................................... 4
Содержание учебного плана .............................................................................. 5
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 6
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ....... 7
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 7
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 9
2.3. Методическое обеспечение программы….……….…………………….10
2.4. Формы аттестации…………………………………………………………. 11
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 11
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы .................................................................................................................. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 16
I.

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.219 г. № 467 «Об
утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ и Министерства
просвещения РФ от 05.08.20 № 882/391 «Об организации и осуществлении
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)").
7. Письмо Министерства Просвещения РФ № АБ – 3935/06 от 29.09.2023г.
«Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологии обучения в системе дополнительного
образования детей».
8. СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
9. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
10. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.20 №289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно – экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.08.2023 №718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской
области».
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 03.08.2023 №724 «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«реализация дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской
области».
13. Уставом и локальными актами учреждения.
2

Направленность программы. Программа «Акварельки» имеет
художественную направленность и способствует развитию творческих
способностей, эстетического восприятия, моторики, социальных навыков,
эмоционального интеллекта, а также помогает познавать мир и формирует
положительное отношение к искусству.
Актуальность программы.
Программа
развивает
креативное
мышление,
соответствует
государственной политике в области образования, способствует эмоциональному
и когнитивному развитию, формированию навыков общения и сотрудничества,
мелкой моторики, творческого самовыражения и понимания эмоций, а также
помогает формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Отличительные особенности программы включают:
Программа учитывает возрастные особенности и потребности детей
дошкольного возраста, развивает творческие способности, мелкую моторику,
воображение и эстетическое восприятие через игровые методики, наглядные
пособия и интеграцию с другими образовательными областями. Используются
разнообразные техники и материалы для рисования, а также проводится оценка и
мониторинг развития творческих способностей. Программа способствует
формированию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия искусства,
а также адаптируется под индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы. Педагогическая
целесообразность программы заключается в её соответствии психологическим и
физиологическим особенностям дошкольников, что делает процесс обучения
увлекательным и доступным. Игровые методики и наглядные пособия помогают
поддерживать интерес детей и способствуют более эффективному усвоению
материала.
Адресат программы – дошкольники в возрасте 5-7 лет. Условия
приёма детей: Приём детей в группу осуществляется на основе заявления
родителей и ознакомления с общими целями и принципами программы.
Возможно предварительное собеседование с родителями для выяснения
интересов и особенностей ребёнка. Принципы формирования учебных групп:
Группы формируются с учётом возрастных особенностей детей.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 академических часа один раз в
неделю.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Образовательный процесс проводится в очной форме.
Сроки, объем и уровень реализации программы – 72 часа. Уровень стартовый.
Форма обучения очная
Формы организации образовательного процесса групповые,
коллективные.
Виды (формы) занятий. Занятия имеют теоретическую и практическую
часть и проводятся в форме мастер-класса.
3

Перечень форм подведения итогов. Итоговые занятия или открытые
уроки для демонстрации результатов работы группы; выставки работ детей
(рисунков, поделок и т. д.); портфолио достижений каждого ребёнка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование творческой личности, обладающей
потенциалом в художественно-эстетическом и нравственном развитии, в
процессе овладения приемами и техниками изобразительного искусства.
Задачи:
развивающие (личностные)
- развивать воображение, творческую фантазию, художественные
способности;
- развивать эстетический и художественный вкус.
- развивать творческий потенциал ребенка, побуждать к творчеству и
самостоятельности;
воспитательные (метапредметные)
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к
людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.
духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое,
трудовое
воспитание учащихся;
образовательные (предметные)
- выразительно изображать предметы и явления через форму, цвет,
пространство и композицию;
- формировать умения использовать различные материалы при создании
изображения;
- отрабатывать практические навыки работы кистью;
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название
Количество часов
Форма
п/п
раздела, темы
контроля,
Теория
Практи Всего
аттестации
ка
1.
Раздел 1 «Рисование пальчиками» - 12 часов
1.1 Вводное занятие
Наблюдение,
1
1
2
анализ
результата
1.2 Рисование
Наблюдение,
1
9
10
пальчиками
анализ
результата
2.
Раздел 2 «Контурное рисование» - 30 часов
2.1 Простая геометрия
Наблюдение,
1
9
10
анализ
результата
2.2 Животные и растения
Наблюдение,
1
19
20
анализ
результата
4

3.
Раздел 3 «Поэтапное рисование» - 18 часов
3.1 Простая геометрия
Наблюдение,
1
7
8
анализ
результата
3.2 Животные и растения
Наблюдение,
1
9
10
анализ
результата
4.
Раздел 3 «Акварель» - 12 часов
4.1 Рисование
без
Наблюдение,
1
5
6
наброска
анализ
результата
4.2 Рисование
с
Наблюдение,
1
5
6
использованием
анализ
нетрадиционных
результата
инструментов
Итого:
6
66
72
Содержание учебного плана
Раздел 1. Рисование пальчиками - 12 часов.
Вводное занятие. Дети знакомятся с рабочим местом и инструментом
художника, с правилами техники безопасности. Проводится беседа о видах и
способах передачи изображения с помощью различных средств и
инструментов. Дети получают представление о нетрадиционных методах
рисования, о графических средствах изображения, о способах работы с кистью
и красками, о различных видах техник.
Теория: Самый доступный способ развить у малыша творческое начало
– заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша
развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам
очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Рисование пальцами хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не
только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует
развитию речи.
Практика: Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия,
цвет.
Материалы: акварель, альбом, вода, салфетки (тряпочки). Способ
получения изображения: ребенок смачивает пальчик краской и наносит точки
на бумагу.
Раздел 2. Контурное рисование - 30 часов.
Теория: Контурное рисование — это техника, которая помогает детям
учиться передавать основные формы и контуры предметов. Оно способствует
развитию моторики, координации глаз и рук, а также наблюдательности.
Практика: простые геометрические формы (круг, квадрат,
треугольник); изображения животных, растений, предметов быта; сюжетные
композиции
5

Способ получения изображения: ребенок обводит шаблоны, развивая
моторику. Создаёт контуры фломастерами разных цветов, заполняет контуры
цветными карандашами.
Раздел 3. Поэтапное рисование - 18 часов.
Теория. Поэтапное рисование - это метод обучения детей рисованию,
при котором изображение создаётся постепенно, шаг за шагом. Этот метод
помогает детям научиться планировать свою работу, последовательно
выполнять действия и доводить начатое до конца.
Практика.
Простые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);
изображения животных, растений, предметов быта; сюжетные композиции
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом
на бумаге, исправляет нарисованное ластиком. Создаёт контуры
фломастерами разных цветов, заполняет контуры цветными карандашами.
Раздел 4. Акварель – 12 часов.
Теория: Акварель – замечательная краска для детского творчества. Она
обладает множеством интересных свойств. На мокром листе отдельные краски
смешиваются и перетекают друг в друга; на рисунках восковыми мелками
акварель не ложится; акварель может отпечатываться листом бумаги и
другими предметами – то есть акварельные краски предоставляют учащимся
великолепную возможность экспериментировать и развиваться.
Практика:
Смешивание цветов, отпечатки, использование нетрадиционных для
рисования материалов.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисти, нитки, овощи, бумага.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Монотипия – ребенок
рисует акварелью на одной половине листа, сгибает лист и получает отпечаток
рисунка. Методы рисования кистью – «тычком» (полусухой кистью),
«примакиванием», «линией», ватной палочкой.
1.4. Планируемые результаты
Личностные
Обучающийся проявляет творческий подход к изображению объектов.
Метапредметные
Сформировано умение работать простым карандашом и ластиком,
проводить линию согласно намеченному контуру, заполнять объем рисунка
цветом без нарушения границ.
Предметные
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки
ученика является не столько его талантливость, сколько его способность
трудиться и добиваться результата.
6

II.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
КолМесто
№
Время
Форма
Дат
Тема
во
Форма
проведени
п/
проведени
контрол
а
занятия часо
занятия
я
п
я занятия
я
в
Беседа,
Вводное
1
2
практическа
выставка
занятие
я работа
Беседа,
Кисти
2
2
практическа
выставка
рябины
я работа
Беседа,
3
Мимоза
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
Чайный
4
2
практическа
выставка
сервиз
я работа
Беседа,
5
Матрешки
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
6
Рыбка
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
7
Грибы
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
8
Кораблик
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
9
Уточка
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
Золотая
10
2
практическа
выставка
рыбка
я работа
Беседа,
11
Снегирь
2
практическа
выставка
я работа
Беседа,
12
Плетень
2
практическа
выставка
я работа
7

13

Скворечни
к

2

14

Самолет

2

15

Петушок

2

16

Танк

2

17

Подснежни
к

2

18

Жираф

2

19

Мышка

2

20

Космос

2

21

Пингвин

2

22

Букет

2

23

Салфетка

2

24

Букет

2

25

Снежинка

2

26

Письмо

2

Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа

выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка

8

27

Лисичка

2

28

Котрыбачок

2

29

Лебедь

2

30

Тигрёнок

2

31

Рыба-кит

2

32

Одуванчик
и

2

33

Подводная
лодка

2

34

Страус

2

35

Яйцо

2

36

Павлин

2

ИТОГО

72

Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа
Беседа,
практическа
я работа

выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка

»

выставка

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение.
Характеристика помещения
Для занятий изобразительной деятельностью с дошкольниками
необходимо светлое и просторное помещение, соответствующее санитарноэпидемиологическим требованиям. В нём должны быть хорошее естественное
освещение и возможность дополнительного искусственного освещения. Также
важно, чтобы помещение было безопасным для детей, с учётом их возраста.
Соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям
Помещение должно соответствовать требованиям СанПиН, включая
параметры освещённости, влажности, температуры и вентиляции. Также
9

необходимо обеспечить наличие сертификатов безопасности и качества для
всех используемых материалов и оборудования.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
Для 12 детей необходимы:
столы и стулья, соответствующие росту и возрасту детей; планшеты для
рисования;
наборы для рисования (карандаши, краски, кисти, фломастеры,
маркеры);
ёмкости для воды и других жидкостей, используемых в процессе
занятий;
тряпочки и губки для уборки рабочего места; мусорные корзины для
сбора отходов;
стеллажи или полки для хранения материалов и инструментов.
Важно обеспечить разнообразие материалов и инструментов для
стимулирования творческой активности детей. Также необходимо регулярно
проводить проверку состояния оборудования и материалов, своевременно их
заменять или ремонтировать.
Кадровое обеспечение
Требования к педагогам дополнительного образования:
Высшее или среднее профессиональное образование по направлению
подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей
профилю деятельности (например, изобразительное искусство). Знание
возрастных особенностей дошкольников и умение работать с детьми
младшего
возраста.
Наличие навыков и опыта в проведении занятий по изобразительной
деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию и другие виды
творчества. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и правил
безопасности при организации занятий с детьми.
Владение современными методиками и подходами к развитию
творческих способностей у детей.
2.3. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы «Акварельки» должно включать:
1.Карточки с заданиями и образцами:
- Изображения для копирования (например, простые геометрические
формы, элементы природы, животные).
- Схемы последовательности действий при выполнении различных
техник рисования, лепки, аппликации.
- Цветовые схемы и палитры для работы с красками, карандашами,
фломастерами.
2.Инструкции:
- Подробные руководства по выполнению различных техник (например,
рисование акварелью, гуашью, работа с пластилином).
- Инструкции по организации рабочего места и правилам безопасности
при работе с материалами.
10

1.

2.

3.

4.

5.

1.
Задания:
- Творческие задания на развитие воображения и мелкой моторики
(например, нарисовать свой дом, создать композицию из
геометрических фигур).
- Задания на изучение основных форм, цветов, линий, композиций.
- Задания на освоение различных художественных материалов и
инструментов.
2.
Электронные образовательные ресурсы:
- Презентации с иллюстрациями по различным темам (например,
«Времена года», «Животные», «Природа»).
- Видеоуроки по выполнению различных техник и приёмов.
- Интерактивные задания и игры для развития творческих способностей.
3.
Информационные технологии:
- Использование планшетов или компьютеров для просмотра
образовательных видео, интерактивных уроков и игр.
- Программы для рисования на экране, которые могут помочь детям
освоить основы работы с цветом, формой и композицией.
- Образовательные приложения с заданиями и играми по
изобразительному искусству.
- Программное обеспечение для создания коллажей и простых
графических работ.
2.4. Формы аттестации
Выставки работ: организация выставок детских работ в группе или на
мероприятиях для родителей и других детей. Это позволяет наглядно
продемонстрировать прогресс каждого ребёнка и оценить разнообразие
творческих решений.
Конкурсы рисунков: участие в конкурсах рисунков на различные темы,
как внутри группы, так и на более высоком уровне (например, городские
или
районные
конкурсы).
Это
способствует
развитию
соревновательного духа и мотивации.
Обсуждение работ: проведение обсуждений работ детей, где
воспитатель или педагог задаёт вопросы о том, что изображено, какие
цвета использованы, какие чувства хотел передать ребёнок. Это
помогает оценить понимание детьми художественных задач и их
способность анализировать свои работы.
Портфолио работ: создание портфолио, где собраны лучшие работы
ребёнка за определённый период. Это позволяет отслеживать прогресс и
оценивать разнообразие техник и материалов, которые ребёнок
использовал.
Игровые задания с оценкой: проведение игровых заданий, где дети
выполняют определённые творческие задачи, а затем их работы
оцениваются по заранее установленным критериям (например,
соответствие теме, использование цвета, композиция).
2.4. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
11

1. Критерии оценки работ: заранее установленные параметры для оценки
рисунков и проектов, например, соответствие теме, использование
цвета, композиция, техника исполнения. Эти критерии могут быть как
качественными («хорошо», «отлично»), так и количественными (по
шкале баллов).
2. Аналитические листы: листы с вопросами для обсуждения работ
детей, которые помогают оценить понимание детьми художественных
задач и их способность анализировать свои работы. Вопросы могут
касаться содержания, использованных материалов и техник.
3. Сценарии игровых заданий: описания игровых заданий с заранее
установленными критериями оценки, которые помогают оценить
уровень освоения различных техник и материалов.
4. Шаблоны для творческих отчётов: формы или шаблоны, которые дети
могут использовать для подготовки мини-презентаций или рассказов о
своих работах. Это помогает структурировать информацию и развивает
навыки объяснения своих творческих решений.
5. Видео- и фотофиксация: возможность фиксации работ и процесса их
создания для последующего анализа и оценки. Это может быть полезно
для более детального анализа прогресса ребёнка.
6. Рейтинговые таблицы: таблицы для фиксации участия детей в
конкурсах, выставках и других мероприятиях, где можно отмечать их
достижения и прогресс в сравнении с предыдущими результатами.
2.5. Рабочая
программа
воспитания.
Календарный
план
воспитательной работы
Целью воспитательного процесса является формирование всесторонне
и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и
деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется
умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и
другие направления воспитания.
Задачи воспитательного процесса:
1. Усвоение ребёнком необходимого количества знаний, умений и навыков.
2. Формирование у каждого ребёнка научного мировоззрения и общей
картины мира.
3. Развитие способностей каждого ребёнка, имеющихся у него от рождения и
заложенных самой природой.
4. Развитие познавательного интереса.
5. Развитие потребности к постоянному самообразованию.
Планируемые результаты:
- осознание своих качеств, индивидуальных особенностей и
возможностей, способность к дифференцированной самооценке;
- позитивное мировоззрение, оптимизм, положительное отношение к
себе и ближайшему окружению, забота о других людях;
- отзывчивость, доброжелательность, готовность к совместной
творческой деятельности со сверстниками;
12

- осознание и принятие элементарных общественных норм и правил
поведения;
- стремление к выполнению социальных норм и правил безопасного
поведения и здорового образа жизни;
- владение устными средствами вербального и основами невербального
общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
- способность к регуляции своего поведения и деятельности;
- мотивация к познавательной и творческой деятельности, способность к
самостоятельному поиску решений в новой для себя ситуации;
- принятие адекватной гендерной роли и готовность к ее выполнению.
Приоритетные направления воспитания:
Общекультурное
направление:
(гражданско-патриотическое
воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое
воспитание);
-Духовно-нравственное
направление:
(нравственно-эстетическое
воспитание, семейное воспитание);
-Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
- Обще интеллектуальное направление: (популяризация научных знаний,
проектная деятельность);
- Социальное направление: (трудовое).
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Методы
воспитывающей
деятельности
—
это
способы
взаимодействия педагога и учащихся, ориентированные на развитие
социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и
приёмов поведения.
Традиционная классификация методов Ю. К. Бабанского выделяет три группы
методов по их месту в процессе воспитания:
1. Методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(обсуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Календар Название Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответств
ный план мероприя
содержан проведен проведен енные
воспитате тия,
ие
ия
ия
льной
события
работы
№п/п
13

1

2

Массовы
е
мероприя
тия
детского
объедине
ния
учебного
характера

Развитие
творческ
ого
культурн
ого,
коммуни
кативног
о
потенциа
ла
учащихся
в
процессе
участия в
совместн
ой
обществе
нно
–
полезной
деятельн
ости
Гражданс День
косолидарн
патриоти ости
в
ческое
борьбе с
террориз
мом.
Муницип
альные
конкурсы
мероприя
тия
«Защитни
ки
Отечеств
а»
«Георгие
вская
ленточка
»
Праздник
к 9 мая

Участие в
мероприя
тии День
мамы,
Новогодн
ем
конкурсе,
в
отчетном
мероприя
тии

Выставки В течение П.д.о.
,
всего
конкурсы года
,
мероприя
тия

Формиро
вание у
учащихся
правовой
культуры
,
представ
лений об
основных
правах и
обязанно
стях, об
уважении
к правам
человека
и свободе
личности;
формиро
вание
ценностн
ых
представ
лений о

Выставки
,
конкурсы
,
мероприя
тия

По
календар
нотематиче
скому
планиров
анию

П.д.о.

14

3

Гражданс
копатриоти
ческое

Акция
«Подарок
ветерану»
.
участие в
благотвор
ительных
акциях,
поздравл
ение
педагогов
–
ветеранов

любви к
России,
народам
Российск
ой
Федераци
и, к своей
малой
родине;
Формиро
вание
ценностн
ых
представ
лений о
любви к
России,
народам
Российск
ой
Федераци
и, к своей
малой
родине;

Выставки
,
конкурсы
,
мероприя
тия

По
календар
нотематиче
скому
планиров
анию

П.д.о.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература для педагога
1. 1. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребёнок». — М.:
Педагогика, 1974.
2. Грибовская А. А. «Основы изобразительной грамоты. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов». — М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
3. Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». — М.: ТЦ
Сфера, 2005.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». — М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
5. Некрасова-Каратеева О. Л. «Искусство вокруг нас». — М.: Ювента,
1999.
Основная литература для родителей
1. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методика, планирование, конспекты занятий». — М.:
Просвещение, 2007.
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». — М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
3. Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». — М.: Сфера,
2005.
4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1». — М.: Скрипторий, 2009.
5. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству. Комплексные занятия с
детьми 4–7 лет». — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». — М.:
Цветной мир, 2011.
7. Пантелеева Л. В. «Декоративное искусство — детям. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов». — М.: Просвещение, 1990.
8. Дубровская Н. В. «Цветной мир. Методика творческого взаимодействия
ребёнка и взрослого в изодеятельности по формированию цветовосприятия у
дошкольников». — М.: Детство-Пресс, 2014.
9. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.
А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). — М.: Мозаика-Синтез,
2015.
Дополнительная литература для педагога
1. Богатёрова Ж. И., Дорофеева Т. А. «Интеграция изобразительной
деятельности с другими образовательными областями в дошкольном
образовании» (2017). — М.: Сфера.
2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. «Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству» (2010). — М.: Айрис-Пресс.
16

3. Казакова Р. Г. «Рисование с малым дошкольником» (2013). — М.:
Мозаика-Синтез.
4. Корчикова О. С. «Декоративное рисование для дошкольников» (2008).
— Ростов-на-Дону: Феникс.
5. Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7
лет» (2009). — М.: Гном и Д.
6. Халезова Н. Б. «Декоративная лепка в детском саду» (2014). — М.:
Академия.
7. Шайдурова Л. А. «Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста» (2012). — М.: Педагогическое общество России.
8. Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» (2010). —
М.: Просвещение.
9. Зацепилина М. Н. «Воспитание дошкольников через приобщение к
искусству» (2015). — М.: Мозаика-Синтез.
10.
Дубровина Т. И. «Изобразительная деятельность на занятиях и в
играх дошкольников» (2008). — М.: ВЛАДОС.
Список литературы для учащихся
1. Герчук Ю. Я. «Что такое орнамент?» — М., 1998;
2. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» —
М., 1985;
3. Маслов Н. Я. «Пленэр» — М., 1989;
4. Межуева Ю. А. «Сказочная гжель» — М., 2003;
5. Неменский Б. М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания» — М., 1987;
6. Нестеренко О. И. «Краткая энциклопедия дизайна» — М., 1994;
7. Одноралов Н. В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве» — М., 1983;
8. Орлова Л. В. «Хохломская роспись» — М., 1998;
9. Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе» — М., 1999;
10. Стасевич В. Н. «Пейзаж: картина и действительность» — М., 1978;
11. Хворостов А. С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» — М.,
1988;
12. Энциклопедический словарь юного художника — М., 1983.
Интернет - ресурсы
1. say-hi.me — сайт с материалами по техникам рисования акварелью для
начинающих;
2. syl.ru — ресурс, на котором представлены техники нетрадиционного
рисования для детей;
3. maam.ru — сайт с материалами по пластилинографии на картоне;
4. stranamam.ru — сайт, на котором есть различные материалы;
5. uaua.info — ресурс, на котором представлены оригинальные техники
рисования для детей;
17

6. podelki-shop.ru — сайт с материалами по рисованию, в том числе с
мастер-классами по рисованию ластиком.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».