Myn u quraJrbHoe 6roAXerHoe yqp e)KAeHr4 e AorroJrHrr reJrbHoro oOpasoBaHkrfl. Opnoncxufi AorurAercKoro rBoprrecrBa flpunmo: Ha 3aceilaHvrn fle4arorut.recKorocoBera MEY AO OpnoncKoroAAT rporoKol J\b I or ( 30 ) aBrycra2Q2Ir. A.B.Pslyxuua 63 or 30.08.2021r IPOTPAMMA B O CIII4TA IJ;Wfl MFr/AO OPTOBCKOIOAAT Ha 2021- 2026r. r. u. Op"uoncnnfi 2021 roA II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки России, органов управления образования субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов. Закон «Об образовании» ставит перед учреждениями дополнительного образования следующие задачи: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самопознание; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; работа с семьей; организация содержательного досуга. Главная ценность современного образования – личностный рост человека, его духовное, нравственное самосовершенствование, креативность , ответственность, способность к поступку. Необходимы специальные условия в образовательном процессе, которые бы определяли педагогическую значимость выбора содержания, методов форм работы с детьми. Это становится возможным, если у учреждения есть единая воспитательная система. Сегодня государство предоставило возможность учреждению дополнительного образования самостоятельно определять спектр предлагаемых образовательных услуг и создавать для себя оптимальный вариант воспитательной системы. Важнейшее требование образовательной к проектированию деятельности – системы максимально воспитательной полное и соответствие существующему социальному заказу, социально приемлемым запросам детей; одновременно система должна гибко и конструктивно реагировать на изменения культурно-образовательной среды. Это позволяет говорить о социальнооткрытой характеристике данной педагогической системы, способной к самообновлению и совершенствованию. Педагогическая воспитательная система как целостный инструмент воздействия на участников образовательного процесса определяет предполагаемый результат деятельности (модель выпускника), включает в себя цели, задачи и ресурсы для реализации Программы воспитания, а также нормативно- правовую базу (Программа развития учреждения, учебный план, дополнительные образовательные программы, Устав учреждения). Основная идея организации образовательного процесса в Доме детского творчества – идея целостности, когда воспитание, обучение и развитие человека личностно - ориентированы и осуществляются в единой педагогической системе. На основе этой идеи в учреждении создана воспитательная программа «Восхождение к личности». III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ В отличие от обучения, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если обучение определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение - поведение». В Доме детского творчества общепризнанными системообразующими ценностями являются: ценность жизни; человеческое общение и взаимная поддержка; сопереживание, гуманность в человеческих отношениях; признание возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого; культура, созидаемая человеком; творчество и сотворчество; созидательный труд; многообразие форм деятельности как одно из условий реализации свободы выбора; связь поколений, преемственность традиций; дополнительное образование как особый тип образовательной среды. Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией Дома детского творчества. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых дополнительных образовательных и воспитательных программ. На основании вышеизложенного мы сформулировали следующую цель воспитательной работы Дома детского творчества - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры. При реализации воспитательной системы учреждения усилия педагогического коллектива направлены на решение следующих основных задач: Воспитание учащихся на основе духовных и общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданина и патриота совей страны через изучение ее истории, культуры, традиций. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции. Воспитание правосознания. Формирование установки на здоровый образ жизни. Экологическое воспитание учащихся. Развитие познавательных способностей, интеллекта, мотивации к самообразованию. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставление им возможностей участия в деятельности Дома детского творчества. Создание условий для творческой самореализации детей. Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности Дома детского творчества. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности. При создании воспитательной системы использованы следующие подходы: Личностно-деятельностный, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации ребенка, его самоопределению. Личностно-ориентированный. Идея подхода в создании «ситуации успеха» для каждого ребенка в процессе освоения обучающимися социального опыта – знаний, умений, навыков, определенных дополнительными образовательными программами и во внеурочной деятельности. Чтобы сделать воспитательную работу Дома детского творчества более результативной и эффективной, в основу ее организации заложены следующие принципы: принцип гуманности предполагает, что главной целью и ценностью программируемой деятельности является развивающаяся личность ребенка. Мера этого развития – это мера качества труда педагога и эффективности воспитательной системы. принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников, педагогов и родителей. принцип комплексности предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания детей (семьи, школы, учреждений культуры и спорта и других социальных институтов). принцип развития, который требует учета природных задатков ребенка к организации воспитательной деятельности, дающей ребенку свободу выбора для максимальной реализации его возможностей с ориентацией на гуманизацию и общечеловеческие ценности. принцип коллективности, для реализации которого используются методики коллективного творческого воспитания личности. принцип технологичности вооружает исполнителей необходимыми методиками, формами, системами способов, применяемых в обучении и воспитании, предполагает использование традиционных и новых педагогических технологий, оптимизирующих воспитательный процесс. Свое воспитательное воздействие мы осуществляем по следующим направлениям: гражданско-патриотическое; интеллектуальное; эстетическое; экологическое; нравственное; физкультурно-спортивное правовое Важным направлением работы Дома детского творчества является методическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка детских общественных организаций и объединений, таких как детская общественная организация «Радуга» и добровольческое движение «Мы выбираем жизнь», которые являются особыми социальными институтами воспитания. IV. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития ребенка. Демократичность дополнительного образования – отсутствие жесткой регламентации и субординации, возможность в наиболее полной мере осуществить свободу выбора, реализовать природные способности, неформальное общение, возможность адаптировать потребности отдельной личности к социальным потребностям общества – делают его очень привлекательным для ребенка. Системообразующей деятельностью в ДДТ является работа детских объединений, которая осуществляется на основе дополнительных образовательных программ по шести направленностям: художественно-эстетическая; физкультурно-спортивная; спортивно-техническая; туристско-краеведческая; социально-педагогическая; культурологическая. Воспитательная деятельность педагогического коллектива Дома детского творчества развивается как в рамках дополнительных образовательных программ детских объединений, так и в рамках общих воспитательных подпрограмм (далее Программ). Таковыми Программами являются следующие: «Ценности и традиции» «Я – гражданин России»; «Дорогою добра»; «Родник здоровья»; «Праздник детства»; 4.1 Программа «Ценности и традиции» Данная программа сопряжена с решением одной из актуальнейших проблем современного образования – проблемой создания такой среды в Доме детского творчества, которая способствовала бы формированию и развитию сплоченного, творческого коллектива обучающихся и педагогов. Важным средством формирования ценностной системы является воспитание на традициях. Основной целью Программы «Ценности и традиции» является создание, развитие и поддержка системы ценностей и лучших традиций в учебной и воспитательной работе Доме детского творчества. Задачи воспитания: создание условий для возникновения и формирования традиций; создание условий для развития ценностных ориентаций воспитанников; создание особой внутренней среды, способствующей укреплению дружеских взаимоотношений воспитанников; воспитание чувства уважения к духовным и бережного отношения и материальным ценностям Дома детского творчества; воспитание чувства гордости за право заниматься в Доме детского творчества; обеспечение высокой готовности участия в деятельности Дома детского творчества педагогов, воспитанников и их родителей. Содержание воспитательной работы: изучение традиций, сформированных в детских объединениях; изучение уровня сплоченности коллективов детских объединений; формирование системы ценностных ориентиров обучающихся Дома детского творчества; создание банка традиций Дома детского творчества. Прогнозируемые результаты: наличие системы традиционных воспитательных мероприятий Дома детского творчества; формирование системы ценностных ориентиров обучающихся Дома детского творчества; повышение уровня воспитанности и общей культуры обучающихся. 4.2 Программа «Я – гражданин России» В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, подчеркивается, «что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитание понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у ребенка чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным традициям прошлого. Данная программа разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.» . Программа «Я – гражданин России» направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Цели программы: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; способствование получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре. Задачи воспитания: формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков; формирование у детей правовой культуры, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений в обществе; обучение решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны; формирование у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Содержание воспитательной работы: изучение детьми правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения; организация и проведение мероприятий, направленных на умений и навыков правового поведения; сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения детей; развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах; изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество; организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны; посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции; создание условий для проявления истинного патриотизма детей, любви к Родине, семье, городу в котором ребенок растет; активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции детей. Формы работы: конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике; тематические часы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; посещение музеев, мемориальных комплексов; викторины по правовой и патриотической направленности; игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематике. Традиционные мероприятия Встреча трех поколений «России славные сыны», посвященная Дню защитника Отечества Праздник «Салют, Победа!» Тематические часы: «Великие сражения войны», «Города-герои», «Ростов –на - Дону– город герой», «Подвиги дончан на полях сражений», «Солдатами спасенная война», «Фронтовые поэты… Ваши жизни война рифмовала», «Песни военных лет», «Юные герои-антифашисты», «Они помогли победить в годы Великой Отечественной войны» и др. Викторины: «Русский народ и его истоки», «Государственные символы России», «Поля русской славы», «Женщины в истории России» и др. Праздник «Огненный рубеж», посвященный освобождению г. Донского от немецко-фашистских захватчиков Правовые игры: «Я гражданином быть обязан», «Мир детей в пространстве мира взрослых», «Путешествие в страну справедливости», «Его величество Закон» и др. Прогнозируемые результаты: - повышение правовой грамотности обучающихся; 4.3 Программа «Родник здоровья» Здоровье людей относится к числу главных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Программа «Родник здоровья» направлена на формирование активной жизненной позиции в вопросах сохранения и укрепления здоровья, бережного отношения к окружающей среде. Цели программы: формирование основ культуры здоровья у детей; сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей. экологическое воспитание учащихся. Задачи воспитания: - создание системы непрерывного физического воспитания на всех возрастных этапах развития; - формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; - знакомство обучающихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью; - формирование представлений об отрицательном воздействии психоактивных веществ на здоровье человека; - ознакомление обучающихся со способами отказа от психоактивных веществ; - формирование и расширение экологических знаний у детей; воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде. Содержание воспитательной работы: - изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях спортом; - изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни обучающихся; - организация и проведение спортивных соревнований, мероприятий туристской и экологической направленности; - разностороннее просвещение и активное привлечение обучающихся к занятиям спортом; - санитарно-гигиеническое просвещение обучающихся; - учет возрастных и личностных возможностей обучающихся в спортивных мероприятиях; - всесторонняя демонстрация спортивных достижений обучающихся. Формы работы: - беседы, дискуссии, дебаты по темам, связанным со спортом и экологией; - спортивные соревнования; - спортивные праздники, эстафеты, конкурсы; - экологические игры; - спортивно-исторические, географические, экологические викторины; - социальные проекты; - тестирование, анкетирование. Прогнозируемые результаты: o повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья; o наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью; o сформированность потребности физического самовоспитания; o умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды; o понимание современных проблем окружающей среды. 4.4 Программа «Дорогою добра» Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры подрастающего поколения, уровень нравственных и эстетических понятий и представлений. Эстетическое и нравственное воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу учащихся, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует их поведение, помогает предъявлять нравственные требования к себе и своему поведению. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадет в сферу целенаправленного воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. В процессе воспитания происходит приобщение человека к духовным и нравственным ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется целостная личность, с творчески развитой индивидуальностью, действующей по законам красоты и доброты. Цели программы: воспитание учащихся на основе духовных и общечеловеческих ценностей; формирование социально активной личности; развитие эмоциональной сферы личности. Задачи воспитания: создание условий для проявления детьми нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомство детей с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; изучение с детьми нравственных традиций их семей; развитие у детей потребности в совершении нравственных поступков; способствование приобретению положительного нравственного опыта и преодоление в себе желания к проявлению безнравственных поступков; создание условий для нравственного самовоспитания детей; способствование формированию представления о системе эстетических ценностей, их роли в жизни человека, эстетического вкуса; формирование активного эстетического отношения к действительности, навыков общения с искусством, развитие умения чутко реагировать на прекрасное в жизни. Содержание воспитательной работы: изучение нравственной воспитанности детей и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности обучающихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия; организация и проведение мероприятий эстетической и нравственной направленности; привлечение возможностей социума для формирования нравственной и эстетической культуры; создание условий для проявления детьми в проявлении своих нравственных качеств; проведение экскурсий в музеи, театры, на выставки. Формы работы: тематические часы; тестирование и анкетирование; тренинги нравственного самосовершенствования; театральные и кинопросмотры; экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, области, города; дискуссии по нравственной тематике. Традиционные мероприятия: Вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в развитие общества. Акции помощи ветеранам. Конкурс знатоков «Страны , люди, герои …» День театра. Тематические часы: «Жить и быть человеком», «Мир спасет красота», «Законы нравственности», «Гармония мысли и поступка», «Нравственное наследие», «Эстетика общения и поведения», «Калейдоскоп искусств» и др. 4.5 Программа «Праздник детства» Теоретической основой программы «Праздник детства» является идея создания досуговой деятельности Дома детского творчества, направленной на обеспечение оптимальных условий для всестороннего развития детей, воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению. Поэтому в реализации части своих задач данная программа тесно связана и пересекается со всеми воспитательными программами Дома детского творчества. Цель программы: содействие саморазвитию личности ребенка средствами досуговой деятельности. Задачи воспитания: o формирование и развитие системы досуговых мероприятий; o формирование у обучающихся на всех возрастных этапах культуры досуга и общения; o преодоление пассивности обучающихся через вовлечение их в организацию досуговых мероприятий; o развитие способностей учащихся в самых различных видах досуговой деятельности; o использование творческих форм воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся; o профилактика правонарушений среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга. Содержание воспитательной работы: изучение теории и практики досуговой деятельности; изучение интересов и запросов обучающихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в Доме детского творчества; организация культурно-образовательной и просветительской деятельности в рамках организационного досуга; учет индивидуальных возможностей обучающихся и возрастных особенностей в подготовке досуговых мероприятий; поддержка инициативы и творческих начинаний обучающихся, их стремления к общению и совместному досугу; соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности обучающихся; соблюдение эстетических и этических норм при проведении мероприятий. Формы работы: музыкальные вечера и дискотеки; театрализованные представления; концерты и творческие конкурсы; выставки работ обучающихся; фестивали детского творчества. Прогнозируемые результаты: наличие системы досуговых мероприятий; повышение общей досуговой культуры обучающихся Дома детского творчества; улучшение показателей общего развития воспитанников средствами вовлечения их в активную творческую и познавательную деятельность; обретение воспитанниками навыков активного стиля общения в разновозрастном коллективе; рост уровня сплоченности коллектива педагогов и воспитанников; уменьшение количества правонарушений и безнадзорности детей; развитие и укрепление связей коллектива Дома детского творчества с родителями. VI. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Чтобы воспитательная система была действенна и успешна, необходимо понять и осознать, что воспитание – это не только формирование знаний, умений и навыков, воспитание – это становление психологически зрелой, социально адаптированной личности (по модели выпускника). Для этого необходимо осуществлять подготовку педагогов, принимать определенные управленческие решения, обеспечить педагогов научно-методическими разработками. Таким образом, для последовательного решения воспитательных задач нужно создать следующие условия: организационно-управленческие; научно-методические; учебно-методические; нормативно-правовые. Создание данных условий будет проходить через следующие этапы: I этап – 2013-2014 уч. г. Организационно-управленческие - осмысление теоретических и методологических подходов к изучению темы исследования; - создание творческой группы и организация режима деятельности Научно-методические - анализ документов и практического опыта создания единого воспитательного пространства в условиях учреждения дополнительного образования; - определение специфики воспитательной деятельности в учреждении; - определение приоритетов в воспитательной деятельности Дома детского творчества; Учебно-методические - создание системы обучения педагогов учреждения; - обобщение и анализ опыта воспитательной работы Дома детского творчества. Нормативно-правовые - разработка Концепции воспитательной работы учреждения; - разработка внутренних воспитательных подпрограмм II этап – 2014-2015 уч. г. Организационно-управленческие - создание модели управления воспитательной системы Дома детского творчества Научно-методические - разработка методологической основы единой воспитательной системы в условиях учреждения дополнительного образования; - разработка диагностики эффективности функционирования единой воспитательной системы; - разработка модели выпускника Дома детского творчества; - апробация диагностического материала для исследования эффективности воспитательной системы Учебно-методические - доработка и внедрение в деятельность учреждения внутренних воспитательных программ «Я – гражданин России», «Родник здоровья», «Дорогою добра», «Праздник детства»; - внедрение в практику воспитательных технологий Нормативно-правовые - доработка и утверждение воспитательной программы «Восхождение к личности» III этап – 2016– 2017, 2017 – 2018, 2018 – 2019 уч. г.г. Организационно-управленческие - создание творческой исследовательской группы с целью разработки измерительных технологий по результативности воспитательной деятельности педагогического коллектива; - разработка критериальной базы воспитательной деятельности – определение форм и способов поощрения педагогов, достигших высоких воспитательных результатов; - создание условий для участия семей в воспитательном процессе Научно-методические - создание психологической службы Дома детского творчества; - определение форм и способов взаимодействия педагогов дополнительного образования с социумом; - разработка методических рекомендаций по осуществлению воспитательной деятельности в детских объединениях; - разработка рекомендаций по созданию органов ученического соуправления в детских объединениях Дома детского творчества; - составление совместных с социумом города воспитательных проектов Учебно-методические - реализация воспитательных программ «Я – гражданин России», «Родник здоровья», «Дорогою добра», «Праздник детства»; - организация обучающих методических объединений, тематических педсоветов; - внедрение в деятельность учреждения новых комплексных программ и проектов; - включение элементов системной диагностики в воспитательнообразовательный процесс; - создание видео- и аудиотеки необходимых для реализации воспитательных программ Нормативно-правовые - разработка методических рекомендаций по составлению совместных комплексных программ и проектов; - разработка положения об ученическом соуправлении IV этап – 2019 – 2020 уч.г. Организационно-управленческие - организация работ по осуществлению Научно-методические - определение процедуры измерения и отслеживания результативности воспитательной системы через организационно-управленческие, социальнодиагностические, педагогические технологии; Учебно-методические Нормативно-правовые - составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы V этап – 2020-2021 уч.г. Организационно-управленческие - подготовка к обновлению и перестройке воспитательной системы; - создание творческой группы и организация режима деятельности Научно-методические - переработка 9 воспитательных программ; Учебно-методические Нормативно-правовые - составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы VII. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1-я ступень (до 7 лет) КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - умение строить отношения со взрослыми и сверстниками; - умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам; - дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах; - организованность, аккуратность, опрятность ЗДОРОВЬЕ - развитые двигательные и моторные навыки; - физическая работоспособность; - психическая и эмоциональная уравновешенность; - прочные культурно-гигиенические навыки ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога; - проявление активности и интереса к учебной деятельности, к окружающему миру; - стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками; - заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности; - склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений по предложенной педагогом схеме ЗНАНИЯ - соответствие общей осведомленности возрастной категории детей; - сформированность образного мышления, основ словесно-логического мышления; - развитая тонкая моторика и сенсомоторная координация; - правильное звукопроизношение, фонетический слух, речь (достаточный словарный запас, разнообразие грамматических форм); - готовность к инновацинным преобразованиям и творческой деятельности 2-я ступень (7-14 лет) КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - приобретение основ социального устройства и ориентировка на гуманистические отношения; - коммуникабельность; - приобретение навыков эмпатийного взаимодействия; - приобретение опыта и навыков волевого дисциплинарного контроля поведения в обществе; - стремление к адекватной оценке окружающих людей и происходящего; - ориентация на выбор деятельности ЗДОРОВЬЕ - ориентация на здоровый образ жизни; - развитые двигательные и моторные навыки; - физическая работоспособность; - психическая и эмоциональная работоспособность; - умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; - экологическое отношение к Природе ЗНАНИЯ - соответствие общей осведомленности возрастной категории детей; - усвоение теоретического материала и умение применять навыки для конкретной задачи, поставленной педагогом; - понимание и использование в своей деятельности различных моделей; - самостоятельное формулирование вопросов на применение знаний; - связное изложение материала из разных источников; - готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - развитие и тренировка абстрактного и логического мышления; - владение отдельными методиками коллективного и индивидуального обучения; - стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками; - исполнительность; - самостоятельность применения рационального способа выполнения задач; - склонность к анализу и оценке собственной учебно-познавательной деятельности 3-я ступень (15-18 лет) КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - гуманистическое мировоззрение; - культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию; - правовая культура; - коммуникативность, культура общения; - бережное отношение к общечеловеческим ценностям; - честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения; - оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей; - адекватная самооценка; - осознанный выбор деятельности ЗДОРОВЬЕ - ориентация на здоровый образ жизни; - осознанное отношение к здоровью и физической культуре; -овладение антистрессовой защитой; - умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; - способность действовать в чрезвычайных ситуациях; -принятие необходимости экологических принципов для всех форм жизни ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования; - осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их; - способность использовать знания на практике; - умение мотивировать и планировать познавательную деятельность; - рациональная организация труда, самообразования, творчества; - применение абстрактного и логического мышления для решения проблем ЗНАНИЯ - достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования, в том числе и в сфере избранной творческой деятельности; - целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне; - грамотное и свободное владение устной и письменной речью; - волевая направленность деятельности, умение распределять время и энергию VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО Воспитательная система Дома детского творчества – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач. Взаимодействие Дома детского творчества с различными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями, органами местного самоуправления, семьями учащихся предоставляет дополнительные возможности для развития воспитательной системы ДДТ, реализации ее задач и достижения цели. Взаимодействие Дома детского творчества с социумом: ИПК и ППРО ТО Городской комитет по образованию Отдел по работе с населением мкр. Северо-Задонск и Задонье Школы мкр. Северо-Задонска и города Дом детского творчества № 1 ДБЮСШ № 1 Центр Детского технического творчества Подростковый центр Центр помощи подросткам «Диалог» Комитет по культуре и спорту Отдел по делам молодежи Совет ветеранов войны и тружеников тыла Общество воинов-интернационалистов «Памир» Отдел по осуществлению воинского учета МО г. Донской Благотворительный фонд «Доброта» Женсовет МУК «Центр культуры и досуга» Дом спорта «Спутник» Библиотеки МКУК Историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики» Средства массовой информации Коммерческие структуры ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе реализации данной Концепции мы ожидаем получить следующие результаты: Создание единого воспитательного пространства Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей. Повышение социальной защищенности учащихся. Предупреждение роста правонарушений. Формирование индивидуализированного здоровье сберегающего обоснованного образа жизни. Повышение правовой грамотности учащихся. Решение проблемы личностного самоопределения. Вовлечение родителей в совместную деятельность. ЛИТЕРАТУРА 1. Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. – М.: ООО «ДОД», 2007 2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) 1/2007, 6/2006 3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – С-Петербург: Каро, 2007 4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. – М.: «ВАКО», 2006 5. Иванова Л.И. Забота об окружающей среде – забота о здоровье. – М.: Педагогика, 2003 6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: 2003 7. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2006 8. Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. – М.: ООО «ВАКО», 2008 9. Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зеркало: Программы по нравственному воспитанию школьников. – М.: ООО «5 за знания», 2005 10. Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2005 11. Нечаев М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2008 12. Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе. – М.: ООО «5 за знания», 2007 13. Нечаев М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров. Воспитание в школе. – М.: УЦ «Перспектива», 2008 14. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006 15. Прохорова О.Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении. – С-Петербург, «Каро», 2007 16. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. – М.: Глобус, 2007 17. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005 18. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М.: «Перспектива», 2008 19. Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе. – Волгоград: «Учитель», 2007 20. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М.: «Перспектива», 2008